общество

Битва за репутацию: сможет ли Москва добиться снятия негативного статуса с российской авиации?

Россия получила его еще в 2022 году
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Росавиация намерена добиться снятия негативного статуса, который России присвоила Международная организация гражданской авиации (ICAO). Он подразумевает наличие больших проблем с безопасностью авиаперевозок, в том числе из-за двойной регистрации пассажирских лайнеров. Эксперты же считают решение ICAO политизированным. Разбираемся, есть ли у российской авиации шанс вернуть былую репутацию и как решение может сказаться на безопасности авиаперевозок.

Почему российская авиация получила негативный статус?

ICAO обосновала свое решение тем, что в парке российских авиакомпаний есть множество судов с двойной регистрацией. По правилам, все воздушные суда должны иметь прописку в одном государстве. Однако из-за санкционного давления на отрасль в 2022 году российские власти нарушили конвенцию ICAO и решились на процедуру двойной регистрации лайнеров.

Принятое ICAO решение — чрезвычайно политизировано и те государства, которые не входят в западную коалицию, продолжают выполнять полеты в РФ и наоборот. Таким мнением с «Постньюс» поделился исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Он отметил, что организация выставила России «красную метку» под давлением западных чиновников. Спикер напомнил, что свое воздушное пространство для российских авиакомпаний страны закрыли еще до официального решения ICAO.

«Количество самолетов с двойной регистрацией уже значительно сократилось. Авиаотрасль РФ при поддержке страховых смогла урегулировать имущественные отношения по нескольким сотням судов. Они были переведены из зарубежных реестров в российские. Обоснований считать, что у нас весь флот имеет двойную регистрацию, нет. Увеличения ЧП с самолетами такой регистрации тоже не наблюдается и уровень безопасности остался тем же», — сказал эксперт.

Пантелеев подчеркнул, что несмотря на санкции и «красные флажки», ситуацию в российской авиации нельзя назвать драматичной. А вот происходящее в США вызывает обеспокоенность в связи с участившимся количеством авиационных инцидентов, отметил спикер.

На что повлияли «красные флажки» из-за решения ICAO?

По словам Пантелеева, наличие негативного статуса — вопрос репутации. Этим решением организация скорее ударила по престижу страны, нежели по экономическим интересам авиаотрасли. «Нас исключили из совета ICAO в который вступил СССР еще в 1970 году. Напомню, что серьезный ущерб был нанесен авиаотрасли санкциями, а не решением ICAO. А с санкциями мы справились и демонстрируем неплохие показатели по объемам перевозок, хоть и лишились востребованных направлений», — пояснил спикер.

Он отметил, что основную часть магистральных самолетов Россия обслуживает и ремонтирует самостоятельно. Пантелеев указал на наличие специализированных организаций и техперсонал, которые в свое время получили одобрение от западных разработчиков и производителей авиации. «С 2022 года наши авиакомпании начали замораживать капитал, чтобы наполнить склады необходимыми запчастями, благодаря этому удалось избежать длительных простоев судов. Сейчас продолжается сотрудничество с Ираном по ремонту самолетов, поэтому глобальных проблем нет», — подчеркнул Пантелеев.

Удастся ли снять негативный статус?

Удивляет то, что Россия три года молчала после принятия данного решения и не обратились с протестом на следующий день. Такое мнение в беседе с «Постньюс» выразил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Он отметил, что членом ICAO является не организация, а страна, поэтому правительство незамедлительно должно было оспорить мрачный статус неблагонадежности российской авиации.

«Мы были поражены бездействием Минтранса, которое должно все это отслеживать. Росавиация как раз подчиняется Минтрансу. Поэтому запутанная и бездарная система привела к тому, что три года были потеряны и нас коленкой вышвырнули из членов совета ICAO. Соответственно, 193 страны-члена организации благодаря этому решению получили уведомление, что Россия летает на самолетах, не обеспечивающих безопасность полетов», — пояснил спикер.

По словам Смирнова, если власти РФ смогут договориться о снятии негативного статуса с российской авиации, то наши самолеты и авиакомпании вновь смогут летать более чем в 100 стран мира, ведь финансовые потери от запрета уже составили миллиарды долларов.

Олег Пантелеев добавил, что аннулирование негативного статуса ICAO зависит исключительно от внешнеполитических факторов. То обстоятельство, что российская сторона готовит какие-то обоснования, показывает, что шансы на рассмотрение этого вопроса нельзя считать нулевыми, резюмировал эксперт.

Павел Деденко