«Кикшеринговый хаос»: зачем власти хотят ввести новые штрафы и ограничения для электросамокатчиков?
Уже два года Государственная дума и правительство пытаются поставить электросамокатчиков под полный контроль государства. Перед каждым сезоном власти предлагают новые идеи, которые, как правило, никак не реализуются. Тем временем операторы кикшеринга уже смогли наладить эффективную систему безопасности, которая, однако, почему-то не устраивает депутатов и кабмин. Что на этот раз хотят поменять чиновники и почему сервисы не воспринимают их инициативы всерьез? Разбираемся.
Какие новые ограничения для самокатчиков придумали власти?
Как только сервисы кикшеринга завоевали популярность среди россиян, в законодательство тут же внесли правила по их использованию. Они появились на свет 1 марта 2023 года. В ПДД электросамокаты обозначили как средства индивидуальной мобильности (СИМ). Тогда же ввели и ряд ограничений по скорости, возрасту пользователей и местам катания.
К регулированию привлекли и операторов кикшеринга, которые ввели свою систему штрафов и наказаний, помимо тех, что ранее появились в законодательстве. Однако на этом власти не остановились. Уже больше двух лет то в Госдуме, то в правительстве всплывают новые идеи усовершенствования регулирования этой сферы. Весна 2025 года не стала исключением.
В распоряжении «Постньюс» оказался проект министерства транспорта РФ по изменению ПДД в отношении электросамокатов. Его основной смысл — переквалифицировать человека, управляющего электросамокатом, в водителя транспортного средства. Новый статус повлечет за собой целый ряд обязанностей и новые меры ответственности, какие именно — не уточняется.
Кроме того, проектом предлагается ужесточить правила использования самокатов. Например, ввести ограничение скорости движения до 10 км/ч при сближении с пешеходами, в том числе в зонах внезапного появления пешеходов — арок, углов зданий и т.д.
Как власти предлагают сократить число нарушений самокатчиками?
В Совете Федерации новый проект Минтранса поддержали. «Четкое разграничение между СИМ, велосипедами и мопедами — это назревший шаг, который, безусловно, повлияет на повышение уровня безопасности на наших дорогах», — заявил в беседе с «Постньюс» первый заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.
Сенатор добавил, что на данный момент отрасль кикшеринга в стране урегулирована недостаточно, а потому он настаивает на принятии законопроекта по внесению поправок в КоАП РФ, предусматривающих введение ответственности для самокатчиков и велосипедистов за нарушения ПДД. «Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению, и надеюсь, что в ближайшее время он будет принят», — уточнил Шейкин.
Отдельно он предложил операторам кикшеринга несколько идей, которые, по его мнению, помогут сократить число нарушений. Среди них — обязательное напоминание о правилах пользования перед активацией самоката, интерактивные тесты на знание ПДД, интеграция с городскими сервисами для сообщений о нарушениях, система поощрений и штрафов.
Кто будет следить за соблюдением новых правил?
Движение машин на дорогах контролируется сотрудниками ДПС и камерами видеонаблюдения. Но как быть с электросамокатами, на которых люди могут кататься как по тротуару, так и по проезжей части?
Лучше всего позицию власти в этом вопросе выразил председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. В разговоре с «Постньюс» он посетовал, что в России очень поздно занялись урегулированием сферы электросамокатов, поэтому в ней наступил «кикшеринговый хаос». Исправлять ситуацию, по его мнению, нужно как можно скорее.
Вот в отношении велосипедов же были рейды проведены. Посмотрите, какое количество велосипедов просто было изъято. Поэтому в этом направлении нужно двигаться, штрафы нужно вводить, скорее проект закона принимать. Пока штрафы не работают.
一 Ярослав Нилов, председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветерановДепутат имеет в виду ситуацию с изъятием электровелосипедов, на которых ранее водители нарушали ПДД. При этом власти изымали исключительно личные велосипеды, так как арендованные полностью соответствовали всем требованиям.
Что касается самокатов, то в основном россияне катаются именно на арендованных СИМ. Впрочем, Нилов считает необходимым проверить и их — в частности, мощность их двигателей, чтобы она не превышала норму. Отдельно он настаивает на введении универсальной системы штрафов. Но даже если предположить, что все это будет одобрено властями, кто за всем этим будет следить?
На этот вопрос нет ответа и у самого депутата. Он отметил, что можно привлечь систему фото- и видеофиксации, однако какое ведомство будет контролировать процесс — непонятно. Значит ли это, что властям придется расширять штат чиновников? Но главное, зачем все это нужно, если все меры наказания, включая штрафы, уже введены операторами кикшеринга?
Как на новые инициативы отреагировали операторы кикшеринга?
В пресс-службах «МТС Юрент» и Whoosh рассказали «Постньюс», что сегодня сервисы кикшеринга сами вводят серьезные санкции и для повышения безопасности на дорогах и тротуарах. В частности, они сообщили, что ранее кратно увеличили штрафы за нарушения ПДД. И это правда — частные штрафы у операторов кикшеринга в несколько раз выше федеральных. Так, за 2024 год «МТС Юрент» выписал 188 600 штрафов и заблокировал 42 790 аккаунтов за различные нарушения.
Более того, частные сервисы успевают следить и за ограничением скорости. Тот же «МТС Юрент» в разных городах договаривается с профильными департаментами и определяет «медленные» зоны» — участки, где необходимо снизить скорость самокатов, как правило, до 10-15 км/ч.
В 2024 году у «МТС Юрент» по всей России насчитывалась 3 541 «медленная зона» (на 60% больше, чем в 2023-м). От пользователей при этом никаких дополнительных действий не требуется — все электросамокаты «МТС Юрент» оборудованы встроенным IoT-модулем, благодаря которому устройства будут автоматически и очень плавно снижать скорость или полностью замедляться.
一 Пресс-служба «МТС Юрент»Статистика показывает, что эти меры работают. В сервисе Whoosh рассказали, что 99,9% поездок их клиентов совершается без нарушений правил. При этом количество самокатов и число пользователей растет с каждым годом. Так, за 2024-й россияне совершили 149,7 млн поездок — на 44% больше, чем в 2023-м. Количество зарегистрированных аккаунтов также возросло с 20 до 27 млн.
Таким образом, операторы кикшеринга смогли найти и эффективно наладить механизмы, которые помогают сделать катание на электросамокатах безопасным, без прямого вмешательства чиновников. Какие инициативы властей будут приняты и как это повлияет на сферу, пока предугадать сложно, но очевидно, что депутатам стоит прислушаться к опыту сервисов.