общество

Ритейлеров хотят заставить снизить цены на социально значимые товары. Насколько это реально?

Наценка на некоторые товары в РФ достигает 250%
Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила ритейлерам ограничить наценки на социально значимые товары. В ведомстве считают, что в случае принятия положительного решения, сети возьмут на себя добровольные обязательства по снижению цен. Разбираемся вместе с экспертами и представителями торговли, пойдут ли сети на данный шаг и позволит ли это реально снизить стоимость продуктов.

В чем заключается предложение ФАС?

Ведомство совместно с другими органами власти работает над привлечением производителей и торговых сетей, а также отраслевых объединений к ограничению цен и наценок на наиболее востребованные позиции социально значимых товаров. По мнению ФАС, присоединение ритейлеров к этой инициативе повысит не только ценовую доступность социально значимых продуктов питания для граждан, но и конкурентоспособность этих сетей.

«Служба обратилась к сетям с предложением рассмотреть возможность присоединения к инициативе. Кроме того, ФАС России предложила Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) проработать с неприсоединившимися к инициативе торговыми сетями вопрос взятия на себя указанных добровольных обязательств», — сообщили «Постньюс» в пресс-службе ведомства.

В ФАС сообщили, что порядка 30 торговых сетей из 25 регионов приняли на себя добровольные обязательства по ограничению собственных наценок на уровне не более 5% от закупочной цены на отдельные категории товаров. Кроме того, ведомство предложило рассмотреть возможность расширения перечня товаров и товарных позиций и присоединения к инициативе остальных торговых сетей из ранее не бравших на себя такие обязательства.

Как на идею отреагировали представители торговли?

Товары, по которым розничная торговля традиционно отчитывается о минимальной наценке, это, как правило, одна позиция на полке из нескольких десятков других в категории, и на реальную статистику сильно не влияет. Таким мнением с «Постньюс» поделился зампред Правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Он отметил, что предоставление персонализированных скидок для наиболее слабо защищенных слоев населения в части социальных товаров имело бы более позитивные эффекты как для экономики, так и для покупателей.

«Государство по уровню дохода и своим базам/банковским картам/пенсионным удостоверения/многодетным и т п. могло бы определять категории граждан, пользующиеся такими скидками на социальные продукты отечественного производства», — добавил Дмитрий Леонов.

В пресс-службе АКИТ пояснили «Постньюс», что официальный запрос от ФАС им пока не поступил. В организации добавили, что продуктовые сети входят в АКОРТ и в части онлайн-торговли в АКИТ. В вопросе с ценами сети — не единственная сторона: есть еще поставщики, закупочные цены, цены на сырье, логистика и т.д. Это все требует сначала сбора данных и анализа.

«Для проработки решений и механизмов реализации нужно время — это не происходит в моменте: сначала сети анализируют свои возможности и возможности бизнес-процессов, затем эти предложения обсуждаются уже в ассоциациях», — рассказали в АКИТ.

В пресс-службе АКОРТ на запрос «Постньюс» сообщили, что «по инициативе ФАС пока нет комментариев». Кроме того, наше издание направило запросы в крупные торговые сети: «Лента», «О`кей», «ВкусВилл», METRO AG, «Меркурий», «Ашан», Spar, «Азбука Вкуса», «Монетка», «Магнит», но там предпочли не комментировать ситуацию.

«Постньюс» ответили лишь в пресс-службе X5 Group. «Еще в декабре 2020 года X5 установили нулевую наценку на 7 товаров (макаронные изделия, хлеб, говядина тушеная, черный чай, картофель, хлопья зерновые и ультрапастеризованное молоко), а в декабре 2021 года X5 Group ограничила 10%-ми наценки на товары первой цены более 20 социально значимых категорий. В октябре 2024 года X5 дополнительно расширяла этот перечень», — добавили в торговой сети.

Что говорят экономисты?

«Ритейлеры вообще постоянно жалуются, что они занимаются чуть ли не благотворительностью, продавая хлеб и молоко россиянам», — заявил в беседе с «Постньюс» экономист Василий Колташов. Он указал, что при всем этом государство само допускает предельную  наценку на товары, вплоть до 250% — по его словам, достаточно вспомнить цены на молоко и его стоимость в закупке. Спикер добавил, что наценка на продукты местного производства в Греции не превышает 10%.

«Снизить цены на те или иные товары сможет ограничение на вывоз, как это было с топливом и пшеницей. Эти механизмы сработали и довольно сильно сдержали инфляцию. Не забывайте, что нашу внутренние цены зачастую сильно отстают от мировых и таким образом укрепление рубля просто замедляет инфляцию», — пояснил эксперт.

Вызывает много вопросов способ управления механизмом, который предлагает ФАС. Таким мнением с «Постньюс» поделилась профессор кафедры труда и соцполитики Института госслужбы и управления Любовь Храпылина. По ее словам, производители и торговые сети могут пойти на уменьшение граммовки товаров, но цены останутся прежними. «Молоко будет не 950 мл, а 850 мл, в пачке макарон останется 400 вместо 500 г», — сказала спикер.

Меры, которые предлагает ФАС, — мягкие и добровольные, поэтому торговые сети могут от них отказаться. Такую точку зрения высказал профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов. «Ритейлеры могут брать у поставщика товары уже с наценкой 20-30%. Мы же не можем утверждать, что молоко произвели на ферме и сразу привезли в магазин — еще могут быть цепочки посредников, а это дополнительные издержки, вот вам и цена 90 руб. за 1 л», — отметил профессор.

По его словам, торговые сети, конечно, потеряют часть прибыли, но смогут ее компенсировать за счет других товаров, например — сделать более высокую наценку на алкоголь, а на молочные изделия, крупы и макароны, соответственно, маленькую.

Павел Деденко