спорт

Против трансгендеров и без четкой позиции по России: знакомимся с новым президентом МОК

Олимпийская чемпионка, лучшая спортсменка в истории страны и представительница абсолютного нацменьшинства в Зимбабве
Thanassis Stavrakis/AP/TASS
Thanassis Stavrakis/AP/TASS

20 марта в греческом Коста-Наварино состоялась 144-я сессия исполнительного комитета МОК. На повестке дня стояли выборы нового президента МОК: нынешний руководитель Томас Бах отказался выдвигать свою кандидатуру. Голосование выиграла зимбабвийка Кирсти Ковентри. Рассказываем о ее спортивном бэкграунде, политической карьере и программе, с которой она шла на выборы.

Кто такая Кирсти Ковентри?

Ковентри — первая женщина у руля МОК, первая африканка на президентском посту и лишь вторая неевропейка — в середине XX века 20 лет Комитетом рулил американец Эвери Брендедж. А еще Ковентри — вторая по молодости президент МОК на момент вступления в должность, ей сейчас 41 год. Лишь легендарный Пьер де Кубертен в 1896 году был моложе — тогда ему исполнилось 33 года.

Несмотря на то, что Ковентри — первая африканка во главе МОК, она представительница абсолютного нацменьшинства в Зимбабве. Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, процент чернокожего населения в этой стране стремится к максимуму, составляя 99,6%. Остальные четыре десятых процента достались белым, азиатам и представителям других рас и этносов. Ковентри — потомок британских колонистов, поселившихся в Зимбабве во времена господства в этой стране Британской империи.

Как и заведено, новый президент МОК — топовая спортсменка. На ее счету два олимпийских золота по плаванию (Афины-2004 и Пекин-2008 за 200 метров на спине), а также четыре серебра и одна бронза. Такая коллекция делает Кирсти лучшей спортсменкой в истории Зимбабве. Интересный факт — оба олимпийских золота Ковентри взяла в напряженной борьбе с россиянками. В Афинах она обошла на половину секунды Станиславу Комарову, а четыре года спустя — почти на две секунды опередила Анастасию Фесикову.

В 2016 году в возрасте 33 лет Ковентри завершила карьеру пловчихи, решив сосредоточиться на политической работе. В 2018 году она занимает пост министра спорта Зимбабве, а с 2013 года (будучи действующей спортсменкой) стала членом исполкома МОК. В этом качестве, например, Ковентри выступала против принципа коллективной ответственности во время допинг-скандала вокруг РУСАДА и призывала рассматривать все случаи по отдельности.

Коу, Лапартьян или Самаранч-младший: кто станет новым президентом МОК?
Коу, Лапартьян или Самаранч-младший: кто станет новым президентом МОК?

С какой программой она шла на выборы президента МОК?

Эксперты характеризуют Ковентри как очень осторожную и нейтральную кандидатку, которая пользуется негласной поддержкой Томаса Баха: считается, что действующий босс МОК не собирается уходить окончательно, выбрав роль серого кардинала во время правления Ковентри.

Выше мы уже указали, что в конце десятых Ковентри, в отличие от многих спортивных руководителей, не топила за полноценный бан российских спортсменов, но это идеально ложится в образ осторожного политика, а не сторонника России. Говоря о проблеме отстранения РФ от Олимпиады, Ковентри ведет себя максимально нейтрально, используя дежурные и размытые формулировки про «необходимость диалога и поиска решения».

Самым ярким моментом в ее политической программе можно назвать несогласие с допуском трансгендерных спортсменов на олимпийские соревнования среди женщин. Ковентри, которая сама стала двукратной олимпийской чемпионкой, борется за права женщин в спорте и считает нечестными случаи, когда совершившие гендерный переход мужчины соревнуются наравне с биологическими женщинами.

Будет ли Ковентри выгодным президентом МОК для России?

Максимально сложный вопрос. В нашем спортивном сообществе уже встречаются прямо противоположные комментарии. Например, Вячеслав Фетисов недоволен и припоминает Ковентри молчание в разгар бана россиян и белорусов в начале 2022 года, а Светлана Журова считает, что Ковентри выгодна России, потому что не позволяла себе антироссийских высказываний.

Самое конкретное предложение Ковентри по допуску российских спортсменов — обещание создать рабочую группу, которая будет рассматривать кейсы спортсменов, чьи страны участвуют в вооруженных конфликтах. Говоря об этом, Ковентри подчеркивала, что подразумевает не только Россию, но и страны на Ближнем Востоке, а также некоторые государства в Африке.

Почему явная победа зимбабвийки — неплохой сигнал для нас?

Из 97 проголосовавших членов исполкома 49 выбрали Кирсти Ковентри — подавляющая победа в первом туре. Ближайший преследователь Хуан Антонио Самаранч-младший набрал 28 голосов.

Самым опасным выбором для России считался британец Себастьян Коу, возглавляющий World Athletics — вероятно, самую жесткую в отношении российских спортсменов международную организацию. Под его руководством случился бан Всероссийской федерации легкой атлетики — именно World Athletics запустили механизм отстранения российских спортсменов на мировом уровне.

На выборах в Греции Коу набрал восемь голосов, что можно считать довольно низким результатом, так как британец был одним из фаворитов голосования. Вряд ли можно утверждать, что Себастьяна не поддержали из-за антироссийской позиции, но факт в том, что исполком решением подавляющего большинства участников выбрал крайне нейтрального кандидата без каких-либо конфликтных пятен в биографии.

Вячеслав Легконогих