Скандальная «Белоснежка»: каким получился ремейк диснеевского мультика?
В мировой прокат 21 марта вышел фильм «Белоснежка» — ремейк культового диснеевского мультика 1937 года. Еще до премьеры картину критиковали за чрезмерную «повесточку» (главную героиню сыграла смуглая актриса). Однако оказалось, что это не единственная проблема. Но, несмотря на скандалы, «Белоснежка» возглавила прокат в Северной Америке за первый уикенд. Рассказываем, каким получился фильм и чем он не угодил публике (или все-таки угодил?).
Премьера в мире: 21 марта
Страна производства: США
Режиссер: Марк Уэбб
Авторы сценария: Эрин Крессида Уилсон, Якоб Гримм, Вильгельм Гримм
В ролях: Рэйчел Зеглер, Галь Гадот, Эндрю Бернап, Эндрю Барт Фельдман, Титус Берджесс, Мартин Клебба, Джейсон Кравиц, Джордж Салазар, Джереми Свифт и другие
Жанр: мюзикл, фэнтези, мелодрама, приключения, семейный
Продолжительность: 1 час 49 минут
О чем фильм «Белоснежка»?
Сюжет, основанный на сказке братьев Гримм, знаком всем. Король и королева воспитывают свою дочь Белоснежку, готовя ее к роли справедливой правительницы. После смерти королевы и повторного брака короля, ситуация в королевстве ухудшается. Новая королева, коварная и тщеславная, приводит государство к упадку, обременяя подданных непомерными налогами и превращая Белоснежку в простую служанку.
Когда Волшебное зеркало сообщает королеве, что Белоснежка стала самой красивой в королевстве, та решает избавиться от падчерицы, поручив охотнику убить ее и принести сердце в доказательство. Однако охотник, сжалившись, отпускает Белоснежку, и она находит убежище в лесу, где встречает семерых гномов: Умника, Ворчуна, Скромника, Соню, Чихуна, Весельчака и Простачка.
В отличие от сказки братьев Гримм и диснеевского мультика, где Белоснежка изображалась наивной и хрупкой, новая интерпретация представляет ее как смелую, решительную и независимую принцессу. Она стремится стать лидером и восстановить справедливость в королевстве, а не ищет спасения через любовь принца. Актриса Рэйчел Зеглер, исполнившая роль Белоснежки, подчеркнула: «Сейчас уже не 1937 год. Ее не спасет принц, и она не мечтает о настоящей любви, а хочет занять позицию лидера».
Какие скандалы разгорелись вокруг фильма «Белоснежка» еще до его выхода?
Еще на этапе кастинга назначение латиноамериканской актрисы Рэйчел Зеглер на роль Белоснежки вызвало споры среди поклонников оригинальной сказки, где героиня описывается как девушка с «белой, как снег» кожей. Сюжет, адаптированный под современные реалии, тоже подвергся осуждению. Зеглер назвала оригинальный мультфильм 1937 года «устаревшим». Эти комментарии вызвали критику за отклонение от классической сказки и продвижение «прогрессивных идей» в ущерб достоверности повествования.
Неоднозначной оказалась и ситуация с гномами. Актер Питер Динклейдж (его рост — 135 см) раскритиковал авторов фильма. Он отметил, что в английском языке словом dwarf (гном) называют людей с очень низким ростом, и это оскорбительно. Динклейдж посчитал лицемерием, что Disney гордится прогрессивностью, но «все еще рассказывает эту чертову отсталую историю о семи карликах, которые живут вместе в пещере». В компании решили заменить гномов компьютерной графикой, однако тотчас столкнулись с другой проблемой: люди с карликовостью увидели в этом упущенную возможность для актеров с их особенностями.
Еще одной непростой темой оказались политические взгляды актрис, исполняющих главные роли: Рэйчел Зеглер (Белоснежка) и Галь Гадот (мачеха). Зеглер занимает пропалестинскую позицию еще с 2021 года, в свою очередь Гадот не просто поддерживает Израиль, она гражданка этого государства и отслужила там два года в армии. Сами актрисы не враждуют между собой и охотно фотографируются вместе на красных дорожках, однако палестинские и израильские активисты потребовали бойкотировать фильм.
Эти споры привели к тому, что в Disney решили отказаться от проведения масштабной премьеры фильма в Лондоне и даже не позвали журналистов, опасаясь негативной реакции и возможных протестов.
А каким в итоге получилось кино? Все так плохо?
В 1937 году мультфильм «Белоснежка» стал революционным и задрал планку стандарта полнометражной анимации. Однако в отличие от оригинального мультика, где у гномов была виртуозная пантомима, покорившая зрителей, в ремейке семь героев выглядят максимально примитивно, топорно и жутко. «С того момента, как мы впервые слышим пение “Хай-хо, хай-хо, пора на работу!”, фильм сразу же тонет. Назвать гномов жуткими было бы преуменьшением. Они — чистое топливо для кошмаров. Получилась ситуация, где Рэйчел Зеглер окружена бездушными компьютерными созданиями, не имеющими индивидуальности. Она — очень живая, они — мертвы на экране», — пишет Майк МакГрэнаган из The Aisle Seat.
Другой проблемой стала музыка. Оригинальный мультик зрители полюбили в том числе и за потрясающие песни: спустя годы трекам Heigh-Ho, Someday My Prince Will Come, Whistle While You Work хочется подпевать. В ремейке же песни от дуэта Бенджа Пасеки и Джастина Пола («Величайший шоумен», «Ла-ла Ленд») выглядят нелепо и скучно. «Новые песни в основном не запоминаются», — кратко резюмировал Боб Монделло из NPR.
Фильм стремится удовлетворить запросы разношерстной аудитории: поклонников оригинала, сторонников прогрессивных ценностей, детей, взрослых, журналистов и пользователей TikTok. Но по факту он оказывается плоской постановкой провинциального школьного театра, где нет места ни волшебству, ни глубоким и убедительным персонажам, ни интересной истории. «Это попкорновая еда, которая сразу забывается, как только вы выходите из кинотеатра, вам придется напрячься, чтобы вспомнить лучшие моменты (их не так много). Это фильм для поколения Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) и TikTok, который можно пролистать и забыть», — заключил критик Абхиманью Матхур из Hindustan Times.
При этом нашлись и те, кто похвалил это кино. В ремейке отметили игру Гадот и Зеглер. «Благодаря фантастической игре Зеглер и великолепному образу Галь Гадот (хотя, надо признать, неуклюжей подаче) новая “Белоснежка” получилась на удивление яркой, интересной и веселой», — считает Кевин Карр из Fat Guys at the Movies. Также фильм назвали подходящим развлечением для взрослых, которые любят мюзиклы. «Белоснежка — это не мерзость, на которую надеялись некоторые скептики. Она сделана грамотно и оказалась подходящим развлечением для взрослых, которым нравятся киномюзиклы», — написал Джеймс Берардинелли из Reelviews Movie Reviews.
В любом случае можно убрать эмоциональный окрас и обратиться к цифрам.
- На Rotten Tomatoes рейтинг критиков составил 44%. Зрители оказались чуть благосклоннее: «попкорнометр» держится на уровне 73%;
- На IMDb у фильма оценки ниже некуда: 2,1 из 10;
- За первые выходные фильм возглавил прокат в Северной Америке, а по миру собрал $87 млн (при затратах в $270 млн);
- Создатели надеялись на куда лучший старт и планировали собрать хотя бы $100 млн. Так что, скорее всего, «Белоснежка» сможет окупиться, но заработать — нет.