Принц закроет счет: зачем Саудовской Аравии выплачивать долги Сирии перед Всемирным банком?
Сирийская делегация с подачи саудовских шейхов впервые после смены власти в стране поедет в Вашингтон на заседания Всемирного банка и МВФ. Саудиты планируют погасить долг Сирии перед Всемирным банком в размере $15 млн, лишая Турцию влияния на Дамаск. Разбираемся, зачем Саудовской Аравии понадобилось вступаться за Сирию.
Сирия на пути к признанию
Задолженность Сирии перед Всемирным банком в размере $15 млн в долгое время препятствовала доступу к важнейшим источникам финансирования, но вмешательство Саудовской Аравии, как пишет Reuters, потенциально должно устранить это препятствие, позволив выделить гранты, предназначенные для восстановления инфраструктуры.
Перед сирийским правительством стоит сложная задача по восстановлению разрушенной экономики. За годы в руины превратились 35% жилого фонда, 50% медицинских учреждений и 40% образовательной инфраструктуры. Гранты на облегчение долгового бремени могли бы стать приоритетом для производства электроэнергии — Всемирный банк уже начал выстраивать дорожную карту реализации проектов по восстановлению энергосистемы Сирии, которая после многолетнего конфликта работает менее чем на 40%.
Это должно открыть путь к реинтеграции Сирии в международные финансовые институты. Недавно страна возобновила сотрудничество с Исламским банком развития (ISDB) после десятилетнего перерыва и вернула себе место в Организации исламского сотрудничества.
Инициатива саудитов совпадает с усилиями США по плану Катара о поставках газа в Сирию через Иорданию, подстегивая МВФ действовать быстрее, и сигнализирует об осторожном ослаблении международной изоляции Сирии.
Хоть дальнейшие действия и по-прежнему сопряжены с трудностями (начиная с преодоления санкций США и заканчивая геополитическим соперничеством между Анкарой, Эр-Риядом и Тегераном), шаг шейхов открывает время потепления и сигнализирует о более широком региональном стремлении нормализовать экономические связи Сирии.
Европейский союз пересматривает санкции, а министры иностранных дел уже обсудили возможность их смягчения на встрече в Люксембурге в апреле 2025 года. Хотя санкции США остаются в силе, исключения для гуманитарной помощи и одобрение газовой инициативы Катара свидетельствуют о предварительном изменении позиции и Вашингтона. Предстоящая делегация Сирии на весенней встрече представителей Всемирного банка и МВФ должна проверить перспективы дальнейшего ослабления санкций.
Чем богата Сирия и почему она привлекает шейхов?
До начала конфликта эта ближневосточная страна хоть и не была нефтегазовым лидером региона, однако стабильно обеспечивала нужды собственного населения и даже экспортировала углеводороды в Европу. До революции 2011 года именно на Европу приходилось 90-95% экспорта сирийской нефти.
Примечательно и падение нефтедобычи в Сирии в 50 раз за период, начавшийся после Арабской весны. В 2011–2016 годах Дамаск, прежде бывший конкурентом Эквадора и Аргентины по экспорту нефти, стал добывать нефти на уровне Португалии или Литвы.
За период с 1984 по 2024 год добыча сырой нефти в Сирии в среднем составляла 316 тыс. баррелей в день. Но, достигнув исторического максимума в 624 тыс. баррелей в день в январе 2002 года, страна постепенно начала идти к рекордному минимуму на фоне политического кризиса — 15 тыс. баррелей в день в январе 2022 года.
Это вовсе не означает, что нефть в Сирии закончилась. Ее ресурсы все еще в недрах страны. Они разведаны, но не добыты — страна обладает запасами нефти в 2,5 млрд баррелей. Основой же нефтедобычи Сирии в предвоенное время были месторождения на востоке в регионе Дейр-эз-Зор, вдоль течения реки Евфрат. Эти объекты находились глубоко на территории оппозиционных курдских и спонсировались США, которые также не жаловали Асада. Однако сегодня правительство Ахмеда аш-Шараа достигло мира с курдскими силами СДС на востоке и, таким образом, дала сигнал на восстановление былой производительности.
В горячую фазу гражданской войны МВФ оценивал стоимость восстановительных работ в нефтегазовом секторе в $27 млрд. После последней интенсификации этот показатель находится на уровне $35-40 млрд и составляет больше половины предвоенного ВВП страны. На данный момент, учитывая минимальный уровень нефтедобычи и недостаточное обеспечение нужд самой страны, вопрос об экспорте будет актуален. Однако сохраняющиеся санкции ЕС и США пока ограничивают возможности сирийских властей еще в одном аспекте — привлечении иностранных компаний для ведения деятельности на территории Сирии.
Поскольку восстановить нефтегазовую инфраструктуру Сирии в одиночку нереально, Дамаску придется привлечь зарубежные компании на условиях, лучших, чем в других странах Ближнего Востока. Но кто их предложит?
Кому достанется право отстраивать Сирию?
Участие Саудовской Аравии в Сирии говорит об их желании создать противовес Турции и Ирану, которые расширили свое влияние в пост-асадовскую эпоху. Турция, сохраняющая военное присутствие в провинции Идлиб и на севере страны, использовала помощь в восстановлении для укрепления контроля над ключевыми инфраструктурными проектами.
Эр-Рияд рассматривает это как угрозу своему региональному лидерству, особенно учитывая историческую напряженность, уходящую корнями во времена Османской империи. Финансируя облегчение долгового бремени, Саудовская Аравия стремится позиционировать себя в качестве главного покровителя восстановления Сирии, подрывая усилия Анкары по доминированию в процессе реконструкции.
Саудовская Аравия выступает против попыток Турции и Ирана вытеснить курдские силы и использовать энергетические активы на северо-востоке Сирии, где находится около 70% запасов нефти, и призывает к управлению ресурсами в интересах центрального правительства Сирии. Таким образом, Эр-Рияд получает рычаги влияния на будущие энергетические сделки и инфраструктурные проекты, потенциально обеспечивая выгодные условия для саудовских компаний в энергетическом секторе. Но есть и другие региональные игроки.
Гонка за восстановление или «невидимый раздел» Сирии?
Арабские государства конкурируют во взглядах. Саудовская Аравия и Катар становятся ведущими финансистами, но их подходы весома различаются. Если Эр-Рияд сосредоточен на макроэкономической стабилизации путем облегчения долгового бремени и поддержки государственного сектора, то Катар отдает приоритет энергетической и гуманитарной помощи, примером чему служит соглашение о поставках газа.
Однако ни одно действие практически невозможно без одобрения Всемирного банка и ISDB, играющих важную роль в направлении средств на инфраструктуру. Их участие зависит от соблюдения Сирией стандартов прозрачности и проведения антикоррупционных реформ, что естественно остается сложной задачей, учитывая слабость государственных институтов. Роль МВФ также остается ограниченной из-за санкций США, но помните ли вы, когда Вашингтон говорил «нет» возможности урвать лишней нефти. Участие Сирии в весенней встрече 2025 года должно стать сигналом открытости к будущему сотрудничеству.
Тем не менее новая администрация в Вашингтоне проводит двойственную политику: применяет санкции, чтобы оказать давление на Дамаск в области прав человека и борьбы с терроризмом, но при этом допускает ограниченные гуманитарные инициативы, такие как газовый план Катара.
В марте 2025 года США выдвинули Сирии условия для частичного снятия санкций, включая разрыв связей с Ираном и гарантии прав меньшинств. Их выполнение остается вопросом времени и зависит от того, когда Дамаск определится с финансовым покровителем.