Грустный Цыганов и эстетизация: рецензия на фильм «Семейное счастье»
На 47-м Московском международном кинофестивале (ММКФ) продолжают премьериться фильмы. На этот раз свою картину представила Стася Толстая. Фильм «Семейное счастье» снят по одноименному роману Льва Толстого и рассказывает о перипетиях внутри одной семьи. Рассказываем, какой получилась авторская драма и стоит ли ее ждать в кинотеатрах.
Премьера: 23 апреля 2025 года
Дата выхода в прокат: неизвестна
Страны производства: Россия
Режиссер: Стася Толстая
Авторы сценария: Стася Толстая, Лев Толстой
В ролях: Евгений Цыганов, Евгения Леонова, Юлия Снигирь, Ирина Розанова, Владислав Ценев, Мариэтта Цигаль-Полищук, Елена Морозова, Анвар Либабов, Полина Лиске, Миша Гурай и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 22 минуты
О чем фильм «Семейное счастье»
Сюжет строится вокруг 17-летней Маши (Евгения Леонова), внезапно оставшейся сиротой после смерти родителей. Ее опекуном становится Сергей Михайлович (Евгений Цыганов) — старый друг семьи, зрелый и глубоко уважаемый человек. По мере сближения между ними вспыхивают романтические чувства, и довольно скоро они принимают решение пожениться.
Однако после переезда в его родовое имение идиллическая картина семейной жизни начинает разрушаться под натиском реалий: слишком большая разница в возрасте, однообразие бытовых забот и терзающие сомнения приводят к первым серьезным ссорам и взаимным обидам.
Маша, прежде наивная и романтичная девушка, под влиянием новых обстоятельств стремительно взрослеет и превращается в изысканную светскую даму. Наряду с появлением внешнего лоска в ее сердце зарождаются новые, далеко не самые благородные чувства — ревность, неуверенность в себе и своем положении рядом с мужем.
Экранизация Толстого
Драма снята по роману Льва Толстого «Семейное счастье», впервые напечатанному в журнале «Русский вестник» в 1859 году. В основу книги легла история отношений самого писателя и Валерии Арсеньевой в период с 1856 по 1857 год, на которой он собирался жениться. Сам автор критично оценил роман и назвал его «гадостью». «Как я приехал в деревню и перечел ее [работу], оказалась такая постыдная гадость, что я не могу опомниться от сраму, и, кажется, больше никогда писать не буду», — жаловался он.
Экранизировать Толстого — дело сложное. Это обусловлено глубиной философских размышлений автора, его стремлением к нравственному совершенствованию и критическим взглядом на общественные устои. Толстой часто сочетал художественный реализм с философскими трактатами, что делало его произведения многослойными и трудными для адаптации в киноформат.
Вместе с этим Толстой был склонен к дидактизму, что добавляет не только сложности в интерпретации его произведений для современного зрителя, но и банально навевает скуку и атмосферу урока, где рассказывают о морали вперемешку с прописными истинами.
Фильм по Толстому от Толстой
Экранизация Стаси Толстой не стала исключением. Фильм выглядит не тонким размышлением о семейных отношениях (каким все-таки и был задуман роман), а набором претенциозных сцен и самолюбованием. Режиссер будто нацелена прежде всего на то, чтобы показать свое мастерство в построении красивых кадров и демонстрацию собственного вкуса и насмотренности. Однако за этой внешней эстетикой буквально ничего не стоит.
Конечно, имея под руками крепкий сценарий, основанный на классическом романе (хоть, по словам автора, и «гадость», но книга была признана в литературных кругах), несложно выстроить логическую цепочку повествования. Но что касается раскрытия персонажей — все мимо.
Цыганов в роли Сергея Михайловича отыгрывает своего любимого персонажа — грустного и усталого мужчину с заносчивыми нотками в голосе — кочующего из фильма в фильм. Евгения Леонова в роли Маши вызывает еще больше вопросов: ее героиня — это не более чем декоративная фигура с широко распахнутыми глазами и умилительными кудрями. Зрителю невольно кажется, что он должен самостоятельно додумывать отношения между персонажами, восстанавливать их внутренний мир и делать выводы на основе собственного чтения романа Льва Толстого.
Как итог — получился фильм, авторы которого больше заботятся о визуальной привлекательности кино, чем о глубине и искренности повествования.