кино

Усталый и жестокий Том Харди: каким получился боевик «Опустошение»

Разбираемся, насколько удачным вышел долгожданный фильм от режиссера культового «Рейда»
Кадр из фильма «Опустошение»
Кадр из фильма «Опустошение»

Фанаты режиссера дилогии «Рейд» Гарета Эванса дождались выхода «долгостроя» Havoc (на русский перевели как «Опустошение»), производство которого длилось аж с 2021 года. Разбираемся, почему боевик зрелищный, но вызывает споры среди критиков и зрителей.

О чем вообще «Опустошение»?

Сделка по продаже запрещенных веществ пошла наперекосяк — убит сын главы китайской мафиозной группировки. Под подозрение попадает отбившийся от рук сын главного кандидата в мэры (Форрест Уитакер). На парня уже открыла охоту скорбящая мафия. Уставший и давно оторванный от своей семьи коп Патрик Уокер (Том Харди) вынужден спасать отпрыска политика, так как тот шантажирует его информацией о грязном прошлом полицейского. Одинокому герою предстоит вступить в кровавую бойню, попутно распутывая паутину коррупции и заговоров в неназванном городе, напоминающем Готэм.

Как помешали амбиции Эванса-сценариста?

Фильм был снят еще в 2021 году, но уже во время съемок и на тестовых просмотрах начались недопонимания с режиссером, а затем случилась забастовка сценаристов-актеров, и он лег на полку до 2025 года.

Для работы над ним Эванс вдохновлялся гонконгским экшеном, в частности, картинами Джона Ву («Наемный убийца», «Круто сваренные») и Ринго Лама («Город в огне»). Жаль только, что режиссер — хороший постановщик, влюбленный в свое дело, но не самый внимательный сценарист. Хаотичная и впечатляющая динамика сцен перестрелок, погони и драк идет под ручку с запутанным сценарием, полным жанровыми клише. Героям нужно межличностное взаимодействие, которое не ограничивалось бы парой пафосно брошенных фраз, чтобы зритель мог хоть немного им сопереживать. Персонажи рассыпались по фильму, как семечки в кармане, а законченной линии удостаиваются максимум двое из них.

Лейтмотивом всей очень жестокой и кровавой бойни проходит тема «отцов и детей». На ней завязан основной конфликт и ее ниточки расходятся по всем героям. За детей здесь мстят, пытаются исправить их ошибки, спасти и наладить оборванные отношения. Фигуры «отец-дочь», «отец-сын» тасуются между разными персонажами. Видны амбиции Гарета Эванса написать сложную драматическую историю об искуплении внутри перестрелок и ломания костей, но все это теряется в общем сценарном хаосе.

Кадр из фильма «Опустошение»
Кадр из фильма «Опустошение»

Почему за экшен можно многое простить?

Фильму очень идет на пользу негромоздкий хронометраж в 1 час 37 минут. А Эванса уже давно уважают за его способность эффектно ставить жестокие сцены — крови здесь, поверьте, хватает. Ураганный монтаж сочетается с мрачной, нарочито «грязной» операторской работой Мэтта Флэннери (недавно мы могли видеть его камеру в «Рейсе навылет»), тяготеющей к нео-нуару, с мокрыми улицами и неоном.

Когда в кадре начинает играть Gesaffelstein, преданные фанаты жанра знают, что сейчас будет стиль, и Гаррет Эванс его раздает. Динамичная сцена в ночном клубе, которую уже похвалили многие критики, отсылает нас к «Джону Уику» и показывает высокий уровень хореографической и постановочной изобретательности. В ней пули летят, а черепа ломаются через каждую секунду. Также впечатляет и кульминационная сцена схватки в заброшенном доме и на снежном пустыре. Хмурый и серьезный Том Харди играет, кажется, обычного человека, а не продуманную машину для убийств, поэтому и стиль его боя хаотичен: он использует все, что попадется под горячую руку и этим впечатляет.

Некоторые фанаты «Ворона» все прощали новой экранизации с Биллом Скарсгардом благодаря качественной сцене битвы в оперном театре. Может, и здесь многие позабудут огрехи фильма, потеряв голову, засмотревшись на пару увлекательных экшен-перестрелок. Есть мысль, что преимущества «Опустошения» в кинотеатрах были бы заметны гораздо лучше, чем при просмотре дома.

Шура Митина