Постньюс
Постньюс
в мире

«Почти канцлер»: почему Бундестаг чуть не отказался от Мерца

Разбираемся, что значат итоги выборов для ФРГ и чего теперь ждать России

Фридрих Мерц все-таки стал новым канцлером ФРГ, но еще несколько часов назад на первом голосовании в Бундестаге ему не хватало до победы шести голосов. Вторая попытка расставила все по местам, и канцлерские амбиции Мерца все же были удовлетворены. Разбираемся, почему произошедшее в Бундестаге 6 мая стало политическим шоком для Германии, как эти события изменят ситуацию внутри страны и на руку ли России итоги выборов (спойлер: при обновленном раскладе — нет).

Что произошло?

Лидер блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фридрих Мерц стал первым в истории ФРГ кандидатом в канцлеры, который не набрал достаточно голосов для избрания в первом туре голосования в Бундестаге. Он получил 310 голосов (при необходимом минимуме в 316), против проголосовали 307 депутатов, остальные воздержались.

Со второй попытки политику удалось набрать 325 голосов и официально стать канцлером ФРГ. Однако это не помешало создать громкий политический прецедент, пускай и всего на несколько часов.

Провал Мерца в первом голосовании стал поводом для ликования в рядах ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), недавно признанной Федеральным ведомством по охране конституции (BfV) экстремистской организацией. Сопредседатель АдГ Алиса Вайдель заявила, что итоги голосования «наглядно продемонстрировали хрупкость коалиционного фундамента». Она выразила мнение, что нынешний политический курс зашел в тупик, а сам Мерц «должен отойти в сторону».

Как вообще проходят выборы канцлера ФРГ?
  • Кандидатуру на пост канцлера выдвигает президент — обычно по согласованию с крупнейшими парламентскими фракциями.
  • В Бундестаге проходит тайное голосование без предварительных прений. Для избрания в первом туре кандидат должен получить абсолютное большинство голосов депутатов — более половины от общего числа членов парламента (например, при 630 депутатах — 316 голосов).
  • Если в первом туре никто не набирает абсолютного большинства, в течение 14 дней проводится дополнительный тур. Во втором туре для победы также требуется абсолютное большинство, но кандидатуры могут выдвигать уже сами депутаты (для выдвижения необходимо не менее четверти голосов парламентариев).
  • Если после 14 дней ни один кандидат не набрал абсолютного большинства, проводится третий тур голосования, где для победы достаточно относительного большинства голосов (то есть больше, чем у других кандидатов).
  • После третьего тура президент в течение семи дней либо утверждает избранного канцлером, либо распускает Бундестаг и назначает новые выборы, если кандидат в канцлеры не набрал абсолютного большинства.
  • Избранный канцлер приносит присягу в Бундестаге и формирует правительство, которое также назначается президентом.

Почему Мерц сначала пролетел мимо кресла канцлера?

Его 310 голосов стали шоком для немецкой политической системы, ведь коалиционное соглашение между блоком ХДС/ХСС и СДПГ было подписано, и вместе они занимают 328 мест в Бундестаге. А это теоретически обеспечивало большинство для Мерца.

На практике это означает, что часть депутатов из коалиционных фракций либо воздержались, либо проголосовали против Мерца. По данным СМИ, около 28 депутатов из общей коалиции не поддержали при первом голосовании его кандидатуру. Это стало неожиданностью, учитывая, что все члены парламентских групп ранее подписали новое ​​коалиционное соглашение в котором заявили о намерении голосовать «за». Как предполагал Bild, против Мерца могли проголосовать именно депутаты СДПГ. Однако представители социал-демократов опровергли эту информацию.

По одной из версий, споры между членами коалиции могли вызвать консервативные взгляды Мерца. Он неоднократно выступал с поддержкой атомной энергетики, намеревался ужесточить миграционную политику, говорил о возвращении воинской повинности и делал акцент на доминирование немецкой культуры.

Это все хорошо для России?

Нет. Мерц известен своей жесткой позицией по отношению к РФ. Он последовательно выступал за поставки ракет Taurus Украине и активно продвигал антироссийскую риторику. Его назначение на пост канцлера может привести к усилению давления на Москву как в военном, так и в дипломатическом плане. Словом, результаты первого голосования были для России выгоднее.

Для РФ в условиях нарастающего санкционного давления и продолжающейся поддержки Украины со стороны Запада подобная нестабильность в Германии — ключевом игроке ЕС — открывшаяся форточка возможностей. Чем дольше Берлин был бы погружен во внутренние споры, поиски нового лидера (или перевыборы старого), тем меньше шансов на скорую консолидацию усилий против Москвы.

Однако первоначальная ставка экспертов не сыграла, и вместо предполагаемых нескольких недель бундестаг все-таки смог назначить Мерца в те же сутки.

Экономическое лицемерие Мерца, или Почему Украина не может полагаться на нового канцлера ФРГ?
Экономическое лицемерие Мерца, или Почему Украина не может полагаться на нового канцлера ФРГ?

Что дальше?

Мерц получил во дворце Бельвю грамоту о назначении от президента Франка-Вальтера Штайнмайера, что сделало его формально канцлером. Политик сразу вернулся в Бундестаг для присяги и в ближайшее время начнет формирование нового правительства.

Ожидается, что в новом кабмине ХДС получит семь министерских портфелей, включая впервые за 60 лет пост главы МИД. На посту министра иностранных дел Йохан Вадефуль будет продвигать переосмысление политики Германии в отношении России и поддержку Украины, включая передачу дальнобойных ракет Taurus. Для Москвы это, конечно, ничего хорошего не предвещает.

В ближайшие дни и недели ожидаются переговоры и встречи с европейскими лидерами, которые ранее планировались, но могли быть отложены из-за политической неопределенности, образовавшейся в предыдущие несколько часов.

В итоге неспособность Мерца набрать необходимое большинство в первом же туре стала лакмусовой бумажкой, которая выявила внутренние разногласия в коалиции, где часть депутатов не поддержала даже своего кандидата. Для самого нового канцлера это сигнал. Сигнал, что простых переговоров, например, при утверждении бюджета или федеральных законов, ему ждать не стоит.

Максим Крылов
ВК49865