Синдур и дым: новый виток конфликта Индии и Пакистана
Очередной виток конфликта между Индией и Пакистаном стал одним из самых опасных за последние годы: атака в Пахалгаме, ракетные удары, угрозы ядерной войны. Что стоит за эскалацией и может ли мир удержать две ядерные державы от катастрофы?
В центре разногласий Индии и Пакистана находится регион Джамму и Кашмир, который обе страны считают своей территорией. Спор, кому же она принадлежит, длится с момента раздела Британской Индии в 1947 году, когда княжество Кашмир с преимущественно мусульманским населением присоединилось к Индии после вторжения племен из Пакистана.
С 1940-х между странами произошло целых три крупномасштабные войны (1947-1949, 1965 и 1971 годы) и множество локальных столкновений.
В феврале 2019 года наблюдалась серьезная эскалация после теракта в Кашмире, ответственность за который взяла на себя пакистанская террористическая группировка «Джаиш-е-Мухаммад».
22 апреля 2025 года в Пахальгаме (индийский Кашмир) случился теракт, в результате которого погибло 26 человек, в основном туристов. Ответственность за произошедшее взяла на себя группировка «Фронт сопротивления», связанная с пакистанской террористической организацией «Лашкар-е-Тайба».
24 апреля индийский авианосец INS Vikrant вышел в море в сторону Пакистана, пакистанские военные ответили ракетными учениями. С того же дня участились перестрелки на линии контроля в Джамму и Кашмире, включая обстрелы и ответные удары.
25-29 апреля произошли обстрелы и боестолкновения на линии контроля и впервые — на официальной международной границе. Официально стороны не объявили военного положения, и ситуация осталась в подвешенном состоянии.
5 мая прошло экстренное заседание совбеза Совета Безопасности ООН по поводу эскалации напряженности и террористического акта в Пахалгаме. Участники встречи осудили теракт и подчеркнули, что виновные должны быть привлечены к ответственности. Пакистанской стороне было рекомендовано решать вопросы с Индией путем переговоров. Кроме декларированных намерений, реальных результатов встреча не принесла.
Шутки кончились, теперь все серьезно
6 мая Индия начала операцию «Синдур», нанеся ракетные удары по девяти объектам террористической инфраструктуры в Пакистане и спорном Кашмире. По неофициальным данным, было выпущено до 18 ракет. В Минобороны Индии заявили, что удары были точечными и не направленными на эскалацию, при этом ни один объект пакистанских вооруженных сил не пострадал.
Синдур — это порошок красного цвета, используемый в индуизме. Как предполагает Al Jazeera, название военной операции отсылает к нападению на туристов в Пахальгаме 22 апреля, когда погибли 26 человек.
Пакистан назвал удар «неспровоцированной агрессией» и пообещал ответ, а министр обороны страны Хаваджа Мухаммад Асиф заявил, что в случае настоящей войны «живых на планете не останется».
Пакистан ответил артиллерийскими и ракетными ударами по территории Индии, заявив о гибели мирных жителей и жертвах среди своих граждан. Также стороны обменялись обвинениями в нарушении соглашений о прекращении огня и поддержке террористов. Индия обвинила Пакистан в укрывательстве террористических группировок, Пакистан призвал к мирному разрешению конфликта, но заявил, что не прекратит сопротивление, пока Индия не изменит свою политику в Кашмире.
В итоге операция «Синдур» длилась 25 минут: с 1:05 до 1:30 по местному времени — все это время по индийскому телевидению проходили брифинги с кадрами целей в Пакистане.
На данный момент Пакистан закрыл свое воздушное пространство для всех стран. По данным сервиса Flightradar24, самолеты, находившиеся над Пакистаном и Индией, изменили маршруты полетов. «Аэрофлот» также изменил маршруты своих рейсов в страны Азии.
Новые жертвы «Синдура»
На утро 7 мая пакистанские власти заявили о гибели по меньшей мере 26 человек в результате авиаударов, нанесенных индийскими военными по территории страны. Еще 46 человек получили ранения, уточнили в Исламабаде.
По утверждению пакистанской стороны, удары пришлись по шести гражданским объектам, не имевшим отношения к военной инфраструктуре. Власти подчеркивают: ни один из объектов не использовался как база боевиков. Однако в Индии настаивают на ином — якобы удары были адресованы исключительно «по известным лагерям террористов», действующим на территории сопредельного государства.
Официальный представитель министерства обороны Пакистана сообщил Reuters, что в ходе конфликта пакистанские силы сбили пять индийских истребителей, среди которых, по предварительной информации, могли быть МиГ-29 и Су-30. В то же время индийские военные эту информацию не подтвердили.
Тем временем источники издания в Кашмире заявляют: на его территории были зафиксированы падения трех самолетов ВВС Индии. По предварительным данным, все пилоты выжили и были доставлены в больницу. Официальные представители Индии ситуацию пока не прокомментировали.
А что в итоге?
Одним из самых громких заявлений стал комментарий лидера группировки «Джайш-и-Мухаммед» Масуда Азхара. Он сообщил, что в результате удара по городу Бахавалпур погибли 14 человек из числа его родных и ближайших сподвижников. В числе погибших — его сестра и ее супруг, а также племянник и его жена. Эта информация вызвала волну возмущения в пакистанских СМИ и, с одной стороны, усилила обвинения в адрес Индии, но с другой, частично оправдала действия ВС ИНдии — от ударов действительно пострадали представители террористических организаций.
Тем временем на фоне растущей эскалации премьер-министр Индии Нарендра Моди отложил свое запланированное турне по Европе, включая визиты в Хорватию, Нидерланды и Норвегию.
Международное сообщество с тревогой следит за развитием событий (как обычно). Пекин уже заявил о готовности сыграть «конструктивную роль» в снижении напряженности между Нью-Дели и Исламабадом. Аналогичный сигнал поступил и из Лондона — Великобритания выразила готовность содействовать урегулированию конфликта.
Президент США Дональд Трамп назвал позором удары Индии по Пакистану. «Это позор. Мы только что об этом услышали. Они воюют десятилетиями — веками, на самом деле. Надеюсь, это быстро закончится», — заявил Трамп.
Ситуация остается крайне нестабильной, и пока ни одна из сторон не демонстрирует готовности к деэскалации. Опасения по поводу возможного расширения конфликта, включая риски прямого военного столкновения двух ядерных держав, звучат все громче, тем более что по количеству ядерных боеголовок обе страны идут почти вровень.
Однако пока речь все-таки идет об ограниченной эскалации — обе стороны явно стараются не задеть ядерные «красные линии». Формально это лишь очередной виток давнего конфликта в котором изменились лишь акценты: теперь и Индия, и Пакистан действуют максимально публично — с графикой, роликами и заявлениями в прямом эфире. Теперь, война нового поколения все чаще выглядит как шоу, где каждый выстрел — часть месседжа.