«Превратить Россию в корм для рыб»: какие санкции готовит Конгресс США?
Телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа прошел, а страсти в Вашингтоне никак не улягутся — республиканцы и демократы Конгресса в гневе. 21 мая на сайте сенатора от демократической партии Ричарда Блументаля появилась публикация с тревожными новостями: «Костедробительный» проект антироссийских санкций заручился поддержкой 81 члена Сената из 100. 22 мая инициативу, по данным СМИ, поддержал госсекретарь США Марко Рубио. Что входит в пакет и так ли страшен черт? Разбираемся вместе с американистом Малеком Дудаковым и политтехнологом Русланом Андреевым.
Что за «костедробительный» пакет санкций?
В апреле 2025 года сенатор-республиканец Линдси Грэм (признан террористом и экстремистом в России) представил в Сенате «Закон о санкциях в отношении России». Позже конгрессмен назвал его «костедробительным». В разработке пакета ограничений принимал участие сенатор-демократ Ричард Блументал. Президент США Дональд Трамп угрожал России принятием законопроекта, однако после созвона с российским лидером Владимиром Путиным смягчил риторику.
Пакет, подготовленный Сенатом действительно выглядит устрашающе. В него включен запрет для граждан США покупать суверенный долг России. Это сделает невозможным покупку российских государственных облигаций, из-за чего Москва не сможет привлекать финансирование из США.
Впрочем, это всего лишь цветочки. Грэм и Блументал сами акцентируют внимание на вторичных санкциях, которые, по оценке законодателей, должны полностью убить нефтяной экспорт России. Если проект примут, США будут обязаны наложить 500% тарифы на товары тех стран, которые закупают российские энергоносители (сюда входит не только нефть, но и, например, уран). «Наше предложение изолирует Россию и превратит ее в остров, отрезанный от мировой экономики», — говорится в тексте законопроекта.
Кто поддерживает инициативу Грэма и Блументаля?
Главная проблема санкционного пакета в том, что над ним работали как республиканцы, так и демократы. Никаких споров о трансгендерах и BLM тут не будет — конгрессмены обеих партий сходятся на том, что давление на Россию необходимо усилить, если прогресса в переговорах по Украине не наступит в ближайшее время. 21 мая сенаторы объявили, что их пакет антироссийских санкций заручился поддержкой 81 члена Сената из 100. Этого достаточно, чтобы одобрить законопроект, даже если его заблокирует сам президент.
Россия активно участвует в переговорах и, по словам официальных лиц, открыта к дипломатии, однако членам Конгресса усилия Москвы кажутся недостаточными. Некоторые и вовсе в бешенстве от последних действий российской стороны. Недовольство зреет даже среди однопартийцев Трампа. Сенатор Кевин Крамер призвал остановить Путина, а конгрессмен Тодд Янг подчеркнул, что российскому лидеру нужно «причинить боль». Их коллега Джон Кеннеди пошел еще дальше и пригрозил «превратить Россию и Путина в корм для рыб».
По информации издания New Lines, к конгрессменам добавился Марко Рубио, с недавних пор занимающий ключевую позицию и сразу четыре должности в администрации Трампа. Он упоминал законопроект Грэма и Блументаля практически ежедневно на протяжении всего мая. Его поддержка может склонить на сторону сенаторов и самого Трампа.
Так что, угроза реальна?
Американист Малек Дудаков отнесся к статье со скепсисом. В беседе с «Постньюс» политолог подчеркнул, что издание New Line относительно новое и не вызывает доверия. К тому же, такое поведение Рубио идет вразрез с его заявлениями на слушаниях в Сенате, которые прошли 20 мая. «Мы можем ввести новые санкции, но тогда это, в общем-то, закроет для нас возможность вести какие-либо переговоры с Россией, поэтому делать этого не будем», — процитировал госсекретаря Дудаков.
Эксперт КГ «Полилог», политтехнолог Руслан Андреев сообщил «Постньюс», что столь резкая смена риторики Рубио могла стать следствием подковерных интриг в Вашингтоне. «Подобные публикации относительной новых санкций или позиции Рубио — проделки недругов-демократов или самостоятельные вбросы администрации Трампа, для создания “нужной картинки”», — сказал эксперт. Это говорит о том, что статья New Lines направлена исключительно на американского избирателя.
По словам Дудакова, введение «костедробительных» санкций в ближайшие месяцы маловероятно. С ним солидарен и Андреев. Политтехнолог также добавил, что администрации Трампа намного выгоднее сотрудничать с Россией, чем продолжать курс предыдущей администрации. Украина в будущем должна отойти на второй план. «Вопросы торговли, Северного морского пути, Арктики и космоса в большем приоритете двусторонних отношений», — считает Андреев.
А если пакет все-таки примут?
Несмотря на поддержку более 80% Сената, инициатива Грэма и Блументаля все еще прохладно воспринимается конгрессменами из Палаты представителей. Там у страшного пакета набралось всего 28 соавторов из 433. Именно поэтому санкции Сената используются скорее в качестве пугала для России — сенаторам жизненно необходимо одобрение Трампа, а его в ближайшее время точно ждать не стоит.
Даже если Трамп даст «зеленый свет» и «костедобительный» пакет протолкнут через обе палаты Конгресса, никто не мешает президенту отложить его принятие на крайний случай, объяснил Дудаков. «Нужно понимать, что этот законопроект, как и многие другие, дает просто право, а не обязанность президенту США вводить санкции. Поэтому, даже если его утвердят в Конгрессе, Трамп может просто-напросто этим правом не воспользоваться», — заключил американист.
Да и с самим пакетом есть откровенные проблемы. Сенатор и однопартиец Грэма и Блументаля Рэнд Пол препарировал законопроект и задался вопросом: а кому он вообще сломает кости? Пошлины в 500% на товары стран, покупающих российские энергоносители — это камень в город Китая и Индии. Пекин и Нью-Дели могут расценить их как очередной акт агрессии в торговой войне. Пол уверен, что США к этому не готовы. «Принятие законопроекта приведет к экономической катастрофе невиданных масштабов», — написал он в своей колонке для Responsible Statecraft. Позже при общении с журналистами Пол добавил: «Тот факт, что они собрали столько сторонников заставляет меня думать, что в Сенате не умеют читать». Такая позиция, однако, стремительно теряет популярность в Вашингтоне.