Без колес: как ажиотаж на иномарки породил десятки мошеннических схем
Рост спроса на зарубежные автомобили открыл дорогу не только к выгодным сделкам, но и к применению мошеннических схем: от поддельных договоров до «фирм-призраков». Пострадавшая девушка рассказала «Постньюс», как ее семья потеряла более 1 млн руб., а эксперты дали советы, как защититься в подобных ситуациях.
Что такое «серый импорт» автомобилей
«Серым импортом» называют ввоз автомобилей в Россию не через официальные дилерские сети, а через посредников и частные компании. В условиях отсутствия привычных брендов и ограничений многие россияне выбирают именно этот путь. Но вместе с возможностью купить машину дешевле приходят и риски.
Рынок б/у автомобилей продолжает расти. По данным агентства «Автостат», в первом полугодии 2025 года в Россию ввезли 181,6 тыс. подержанных легковых автомобилей — на 2% больше, чем годом ранее.
Доля импорта выросла до 55% (в 2024 году — 30%).
Почему россияне выбирают «серый импорт»
Для многих покупателей неофициальные поставки стали единственным способом взять авто по доступной цене. Ниже — основные причины выбора «серого импорта»:
- недоступность кредитов;
- отсутствие официальных дилеров многих марок;
- более низкая цена за счет прямой закупки за границей;
- «сарафанное радио» и советы знакомых.
«Причины понятны: отсутствуют привычные марки, кредиты недоступны, а “сарафанное радио” работает лучше любой рекламы», — рассказал «Постньюс» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
По оценке эксперта компании «Автоподбор Москва №1» Евгения Шмелева, спрос на зарубежные авто за последние полгода вырос на 20–30%. «Потребитель оценивает стоимость автомобилей на внутреннем рынке, видит конкурентную цену привоза и голосует рублем. Страх постепенно уступает место ощущению выгоды», — поделился с «Постньюс» он.
По данным «Автостата», только в июле в РФ ввезли рекордные 47,3 тыс. подержанных машин, что превышает объемы ввоза новых автомобилей (рост на 20% по сравнению с июнем).
Слепые пятна «серого импорта»
Основатель и ведущий проекта «Мосподбор» Дмитрий Иваницкий рассказал «Постньюс», что самостоятельные клиенты чаще заказывают авто за границей — там дешевле и лучше комплектация. Эксперт предупреждает: риски связаны как с посредниками в РФ, так и с зарубежными контрагентами.
Очень важный этап — диагностика. По мнению специалиста, экспертизы машин в России и за рубежом отличаются из-за психологии покупки автомобиля и низкой компетенции иностранных работников.
«В той же Корее у BMW или Mercedes пятилетняя гарантия. То есть кореец, который приходит покупать четырехлетнюю машину, знает, что она на гарантии с бесплатным обслуживанием. Соответственно, он оценивает автомобиль только внешне. И как раз таки российский подход к диагностике, когда в машину лезут и по винтику чуть ли ее не разбирают — не работает в других странах», — рассказал эксперт.
Иваницкий советует не экономить на услугах доставки автомобилей. Добросовестный сервис возьмет риски на себя.
10 мошеннических схем при покупке авто через «серый импорт»
1. Полная предоплата на карту или криптокошелек — после перевода денег посредники исчезают. Покупателя убеждают внести всю сумму заранее, для наглядности показывают договор с печатями и реквизитами реально существующей компании. На деле деньги уходят на карту физлица или в криптокошелек. После этого посредники исчезают.
2. Манипуляции с доставкой — фиктивные накладные, машина якобы «в пути». Автомобиль может «застрять» на складе за границей или при перевозке из-за якобы повреждений. Иногда мошенники предоставляют подложные транспортные накладные, создавая видимость, что машина в пути. На деле же она никогда не выезжала.
3. Вымогательство доплат — новые курсы валют, пошлины, логистика. Авто привозят, но требуют доплату, ссылаясь на курс валют, новые таможенные сборы или услуги логистов. До тех пор, пока клиент не заплатит, машину не отдают.
4. Непроходные автомобили — поддельные сертификаты, регистрация невозможна. Для легализации авто используются поддельные документы ОТТС или СБКТС. Итог — регистрация невозможна, а деньги потеряны.
5. Использование подставных льготников — оформление на инвалидов, риск конфискации. Чтобы сэкономить на налогах, авто оформляют на инвалидов или ветеранов. Схема часто строится на поддельных документах. В случае проверки автомобиль могут конфисковать.
6. Подставные собственники — суд может признать автомобиль чужим. Авто регистрируется на третьих лиц (часто малоимущих или людей без постоянного дохода). Позже «номинальный» собственник заявляет права через суд.
7. Фальшивые документы — липовые декларации и счета. Подделываются грузовые таможенные декларации, счета и справки. При проверке у таможни или налоговой всплывают несоответствия, а покупатель вынужден доплачивать пошлины и налоги.
8. Подделка экологических стандартов — Евро-0 оформляется как Евро-5. Старые машины с двигателями Евро-0 оформляются как Евро-4 или Евро-5 через фиктивные лаборатории. После регистрации Росстандарт может аннулировать документы, и авто снимут с учета.
9. Фирмы-однодневки и сайты-клоны. Создаются сайты с чужими логотипами, текстами и отзывами. Люди переводят деньги, думая, что работают с надежной организацией, но на деле попадают к мошенникам.
10. «Лизинговая ловушка» — авто оказывается в базе Интерпола. Автомобиль за рубежом берут в лизинг и перепродают в Россию через посредников. Какое-то время платежи продолжают поступать, но затем прекращаются. Лизинговая компания инициирует возврат авто и подает данные в Интерпол. Машина оказывается в международной базе розыска, и в РФ ее могут снять с учета или конфисковать.
«С техническим состоянием автомобилей обманывают редко, чаще проблемы возникают на документах и оформлении», — рассказал «Постньюс» основатель проекта «Автокриминалист» Максим Шелков.
Реальная история жертвы: минус 1,3 млн рублей
Собеседница «Постньюс» Дарья рассказала, что как ее отец увидел объявление о продаже Toyota Aygo X на платформе с объявлениями. В нем была ссылка на сайт и Telegram-канал компании.
Менеджер отправил документы на автомобиль, акт осмотра и отчет carVertical, предложил оперативно заключить договор. Его подписали дистанционно. Первый платеж перевели сразу — на карту физлица. Менеджер держал связь до последнего платежа, но после перевода 1,3 млн руб. компания и сайт исчезли.
Проверка «Постньюс» показала, что за фирмой скрывалась сеть мошеннических площадок, а фотографии «сотрудников» оказались взяты с чужих ресурсов. На разных этапах «сотрудничества» всплывали компании с разными ИНН, среди них — ООО «Смоленское Кольцо», зарегистрированное на Петрикова Олега Сергеевича. Формально фирма существует, но ее основной вид деятельности — реклама. Однако договор подписывался уже с фирмой «Экспресс-Авто».
На сайте оказались и другие признаки фиктивности: телефоны, зарегистрированные несколько недель назад, ссылки на неактивные соцсети, неактуальный контент и отсутствие обновлений. Финал схемы предсказуемый: после получения денег сайт и «менеджеры» уходят в тень.
Редакция «Постньюс» под видом клиента оставила заявку на сайте, якобы принадлежащем компании «Смоленское кольцо». На следующий день нам перезвонил некий Олег, представившийся специалистом фирмы «Оскарс», с которой и предлагалось подписать договор. От лица девушки, мечтающей о BMW X5 за 5,5 млн руб., мы проверили, как действуют аферисты.
Суть схемы: через сайт sigmautoplus и аналогичные «двойники» жертвы выходят на связь с «менеджерами», которые представляются сотрудниками «Экспресс-Авто», «Оскарс» или других узнаваемых фирм.
В телефонном разговоре мошенники рассказывают о сроках доставки, гарантиях и документах. В ход идут реальные объявления — нам прислали предложение по BMW X5 из Южной Кореи.
Стоимость выглядела правдоподобно:
- автомобиль — 3,57 млн руб.;
- растаможка — 1,4 млн руб.;
- доставка до Владивостока — 155 тыс. руб.;
- доставка до Москвы — 230 тыс. руб.;
- комиссия компании и временная регистрация — 145 тыс. руб.
Общая сумма складывалась в 5,5 млн руб. — ниже рыночных предложений в России. Клиенту также обещают гарантию эксплуатации, но процесс запускается только после внесения «небольшого залога» — от 100 до 200 тыс. руб.
После получения аванса:
- жертве высылают видеоотчет от продавца из Кореи (на деле взятый из открытых чатов или старых сделок);
- дистанционно подписывается фиктивный договор;
- клиенту присылают видео, как машину якобы грузят на автовоз.
По словам экспертов, мошенники находят водителей автовозов и платят им за съемку машин на погрузке. Видео собирают в «библиотеку доказательств», которую потом используют для жертв. Когда машина «подходит к таможне», телефоны и сайты перестают работать, а контакты менеджеров исчезают.
Как не стать жертвой: советы экспертов
- Проверяйте фирму через юриста.
Юрист Яна Бондаренко в разговоре с «Постньюс» подчеркнула, что это единственный способ защититься. Она отметила, что это многоступенчатая работа и самостоятельно провести такую проверку сложно. По словам юриста, для фиктивного договора мошенникам достаточно скачать типовой бланк из интернета и вставить чужие реквизиты — подписанный скан уже считается основанием для перевода средств.
- Работайте только с компаниями, у которых есть история.
«Можно обратиться в компании, которые специализируются на доставке автомобилей из-за границы под ключ, при этом важно внимательно изучить договор и понимать ответственность сторон при возникновении внештатных ситуаций. Выбирая компанию, нужно отталкиваться от ее репутации и времени присутствия на рынке, — отметил Максим Шелков. С тем, что при выборе компании полезно изучить примеры работ, отзывы и медийность, согласен и Евгений Шмелев.
- Изучайте отзывы и примеры работ.
- Сверяйте документы и реквизиты.
- Никогда не переводите всю сумму на карту физлица.
По словам юриста Бондаренко, через суд удается добиться компенсации лишь 1 из 10 обманутых клиентов.
FAQ: вопросы и ответы
Это покупка автомобилей у посредников без участия официальных дилеров.
Япония (49,5%), Южная Корея (22,5%), Китай (12%), Грузия (7%). Лидеры по маркам — Toyota, Honda, BMW, Kia и Mercedes-Benz.
Эксперты считают: практически невозможно — слишком много нюансов и рисков.