авто

Вернутся ли в Россию привычные машины? И нужны ли они вообще рынку?

Разбираемся, что ждет европейские и азиатские марки, если они захотят вернуться в РФ
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

На фоне того, что в отношениях России и США впервые за долгое время наметилось потепление, многие стали говорить и об отмене санкций, и о возвращении на российский рынок привычных брендов, ушедших из страны в 2022 году. Такие разговоры ходят и про многие марки автомобилей, которые практически в один день исчезли из дилерских центров в РФ, уступив место китайским моделям. Вместе с автомобильным экспертом разбираемся, стоит ли ждать возвращения привычных иномарок и нужны ли они вообще покупателям.

Ушедшие из России автопроизводители правда могут вернуться?

Да, такой исход вполне вероятен, учитывая продолжение разговоров об этом еще с прошлого года. Так, в ноябре 2024-го глава консалтинговой фирмы Schneider Group Ульф Шнайдер сказал в интервью газете Berliner Zeitung, что автомобильной промышленности Германии стоит поторопиться с возвращением на российский рынок.

Он пояснил, что предприниматели больше потеряли из-за санкций, нежели приобрели, а нишу в РФ довольно быстро заняли китайские автопроизводители. Поэтому, по его мнению, стоит задуматься о возобновлении торговли с Россией, ведь если начать поставлять условные BMW или Mercedes-Benz в ближайшее время, россияне будут их покупать, но далеко не факт, что так будет через пять лет.

Например, у бывших лидеров российского рынка, Hyundai и Kia, до конца 2025 года есть возможность обратного выкупа своего завода под Санкт-Петербургом. На предприятии, к слову, сейчас выпускаются машины под маркой Solaris, которые представляют собой хорошо знакомые россиянам южнокорейские модели Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio и Rio X. Аналогичное право сохранили за собой Renault, Mazda и Mercedes-Benz.

Южнокорейский бренд SsangYong и вовсе 19 февраля официально вернулся в Россию под новым названием KGM, но с привычными для покупателей из РФ моделями: кроссоверами Tivoli, Korando, Torres и внедорожником Rexton. Причем это не отдельное название для российского рынка, а официальный нейминг, который точно такой же и в Южной Корее.

Автомобильный эксперт Дмитрий Попов считает, что ситуация с возвращением в Россию сейчас довольно непростая, поскольку помимо санкций автопроизводители находятся под давлением высокой ставки утильсбора. Так что пока, по его мнению, делать прогнозы о возвращении привычных автопроизводителей можно, но осторожно.

Выгодно ли России принимать обратно ушедшие марки?

По словам Попова, РФ в первую очередь будут интересны бренды с высокой степенью локализации — например, Hyundai и Kia, которые построили собственный завод на российской территории, функционирующий до сих пор. Однако при желании вернуться эти компании должны предложить что-то конкурентоспособное отечественному рынку, указал эксперт. «Без локализации у нас и так много китайских машин собирают, плюс просто ввозят готовые машины из Китая», — пояснил он.

Смогут ли ушедшие компании конкурировать с китайцами?

Попов уверен, что европейские и азиатские марки смогут конкурировать с китайскими только в том случае, если они помогут реанимировать производства на территории России, а не просто будут завозить и продавать готовые автомобили. Китайцы, как пояснил он, и так сейчас завозят либо машинокомплекты, либо готовые автомобили, у которых довольно высокая маржинальность. И если конкуренты из Европы и Азии будут заезжать на российский рынок по приблизительно той же стоимости, китайцы могут их потеснить просто за счет своих запасов и возможности уступить по стоимости.

Поэтому, по мнению Попова, конкурентоспособными будут только те, кто готов вернуться в РФ на условиях возобновления производства, а это в первую очередь южнокорейские игроки.

Анастасия Мельник