Kate Ibragimova/Unsplash
Kate Ibragimova/Unsplash
авто

В России хотят разрешить ремонтировать машины по ОСАГО б/у запчастями. Разве это безопасно?

Разбираемся с экспертами, действительно ли в России нужен такой закон и не скажется ли он негативно на безопасности на дорогах

В России снова заговорили о необходимости разрешить ремонтировать автомобили по ОСАГО б/у запчастями вместо новых, причем без согласия владельцев машин. Такое предложение звучит уже не в первый раз, однако сейчас кабмин уже поручил профильным ведомствам его проработать. Вместе с экспертами и авторами инициативы разбираемся, для чего она нужна в России и не скажется ли она негативно на безопасности.

Что именно хотят изменить в порядке ремонта машин по ОСАГО?

Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил на законодательном уровне разрешить ремонтировать автомобили по ОСАГО с использованием поддержанных запчастей. Причем авторы предлагают делать это без согласия клиента, при этом наделив правительство полномочиями устанавливать требования к б/у запчастям.

В НИИ автотранспорта уже провели необходимые исследования и заявили, что рекомендуют поддержать инициативу РСА и разрешить ремонт б/у запчастями, но только для машин старше шести лет, а также ввести ограничения по ряду категорий машин и комплектующих, которые можно использовать.

К примеру, ремонтировать б/у запчастями предлагают запретить городской наземный электрический транспорт, гоночные и учебные авто, транспорт спецслужб, пожарные автомобили, кареты скорой помощи и технику, которую используют для перевозки опасных грузов.

Также НИИ считает, что повторно нельзя использовать целый ряд запчастей, среди которых подушки и ремни безопасности, электронные блоки управления и любые узлы, воздействующие на руль, глушители, оборудование для питания двигателя газообразным топливом. Грубо говоря, под запрет должны попасть все агрегаты, которые напрямую влияют на безопасность вождения.

Зачем в России разрешать ремонт машин б/у запчастями?

В РСА, который выступил автором инициативы, пояснили «Постньюс», что санкции привели к уходу с российского рынка большинства производителей автомобилей и запчастей к ним, нарушению каналов поставки и значительному увеличению сроков поставки, а также к существенному увеличению стоимости новых импортных запчастей.

Из-за этого, пояснили представители РСА, провести восстановительный ремонт по ОСАГО стало практически невозможно — по данным Союза доля ремонта в страховом возмещении по ОСАГО упала ниже 5%, в остальных случаях водители получают денежную компенсацию.

Помимо прочего, в союзе подчеркнули, что вторичное использование запчастей стало одним из мировых трендов внедрения «зеленой» экономики и борьбы с климатическими изменениями. Власти разных стран, напротив, мотивируют граждан по возможности использовать б/у компоненты, которые соответствуют требованиям безопасности.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал «Постньюс», что сейчас многие автовладельцы, особенно машин европейских марок, столкнулись с тем, что новых запчастей (ни оригинальных, ни реплик) для их машин в России попросту нет.

Буквально несколько месяцев назад мы столкнулись с подобной проблемой для машины Audi — нужно было достать нестандартный узел, который никто на складе не держит. И поставка новой запчасти занимала от 60 дней. При этом стоимость этой запчасти тоже ощутимо била по карману.

Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»

Поэтому, продолжает Шкуматов, идея ремонтировать машины б/у запчастями вполне разумна для тех водителей, которые не готовы несколько месяцев быть пешеходами в ожидании нужной запчасти. Он отмечает, что восстановленные детали уже давно применяются при ремонте и «в основном никаких нареканий со стороны водителей нет». По его словам, когда перед человеком встает выбор: ждать несколько месяцев новую деталь или использовать б/у запчасть с разборки, «90-98% процентов выбирают второй вариант».

Разумеется, добавляет Шкуматов, если речь не идет об использовании восстановленных элементов критически важных систем — например, ходовой и тормозной. В этом случае люди готовы ждать новые запчасти столько, сколько нужно, поскольку эти узлы напрямую влияют на безопасность авто.

Почему бы не дать возможность легально ремонтировать машины б/у запчастями? Сейчас это запрещено, поэтому люди в итоге вынуждены ждать и обходиться без автомобиля, который стоит на ремонте в полуразобранном состоянии. В итоге здесь страдают все: и автосервис, и сам автомобилист.

Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»

Что не так с инициативой РСА?

Вице-президент НАС Антон Шапарин считает, что пока нет строгих регламентов, принимать такую инициативу нельзя. Он добавляет, что единственный способ отсрочить принятие новых правил — заставить «страховое лобби» уйти в бесконечное согласование параметров реформы. В первую очередь, продолжил Шапарин, нужно требовать внести поправки в Технический регламент Таможенного союза 018/2011.

Это самый главный документ, который определяет все этапы жизни автомобиля, кроме утилизации и использования б/у запчастей. Эти разделы просто забыли написать.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

А поскольку четкого регламента нет, продолжает вице-президент НАС, никто не знает, какие запчасти можно использовать, а какие — нельзя, кто вообще может восстанавливать запчасти и как это происходит.

В мире это обычно очень четко описано. Иначе получается, что можно ставить б/у тормозные колодки, бамперы, склеенные из нескольких частей, подушки безопасности непонятного происхождения. Одним словом, любой агрегат, ведь это не запрещено! И будут ставить самое дешевое. Всегда. А если и восстановленное, то в гаражах.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Шапарин добавляет, что Минпромторг отреагировал на требование общественности и обозначил необходимость внесения поправок в техрегламент для использования б/у запчастей.

Надеюсь, это даст нам дополнительные несколько лет и защитит интересы автовладельцев. Супердорогой в сравнении с белорусским полис ОСАГО россияне приобретают за полновесные новые рубли, а не за сувенирные купюры банка приколов. Вот и восстановление своих машин ожидают получить новыми запчастями.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

В России действительно могут принять закон о ремонте машин б/у запчастями?

Петр Шкуматов считает, что в текущих реалиях это вполне вероятно. Он пояснил, что раньше инициатива не проходила дальше, потому что все ждали ослабления санкций, но в итоге получили полный запрет на поставку автозапчастей от Минфина США. Поэтому, подытоживает Шкуматов, и произошел «заход на второй круг». И сейчас, скорее всего, инициативу утвердят в качестве временной вынужденной меры.

Инициатива абсолютно адекватна сложившимся санкционным условиям. Если вы не можете законно ввезти бампер для ряда автомобилей, то какой еще выход? Только какие-то серо-черные схемы, но страховые компании — это организации, которые могут работать только в белую. Не заставлять же их за наличку или крипту покупать через ОАЭ новые бамперы для VW. Им это запрещено делать.

Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»

При этом, подчеркивает эксперт, срок ремонта в случае возможности согласованного использования восстановленных компонентов действительно резко уменьшится. По оценке Шкуматова, речь может идти даже о сокращении сроков до 10 раз. По его предположению, вместо 60 дней ремонт может быть выполнен за неделю с учетом всех сроков поставки, поскольку из регионов до Москвы доставка может дойти за 2-3 дня.

Разве ремонтировать машины б/у запчастями безопасно?

Директор по сервису и запчастям АГ «Авилон» Алексей Шпикалов в разговоре с «Постньюс» заявил, что отсутствие возможности привезти новые запчасти из-за рубежа — это, скорее, исключение и погрешность в общей статистике. При этом использование подержанных запчастей, по словам Шпикалова, «стирает все границы вопроса качества восстановительных ремонтов».

По мнению эксперта, в первую очередь это связано с тем, что никто не сможет определить остаточный ресурс работоспособности того или иного узла. А это, заключает он, в свою очередь может привести к необратимым ситуациям на дороге.

Антон Шапарин же высказывает противоположное мнение и подчеркивает, что НАС не против восстановления запчастей и их повторного использования. Эксперт поясняет, что такая практика действительно уже давно используется в мире и весьма успешно.

Однако надо понять для начала, что можно восстанавливать, что такое восстановление, как обеспечить безопасность, качество и защитить интересы покупателя. Это должно быть очень четко описано в законодательстве. В том числе техническом.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

В то же время, продолжает он, крайне важно решить и вопрос легальности происхождения б/у запчастей. В России, поясняет Шапарин, на законодательном уровне никак не регулируются автомобильные разборки. По его словам, это до сих пор полностью серая зона.

Одно дело, когда это разбор битого авто. Но разбирают и угнанные, причем от угона до превращения в запчасти проходят буквально часы. А РСА хочет легализовать использование запчастей с угнанных авто через систему ОСАГО? Пока на 100% не будет понятно, как установить легальность происхождения запчасти, использовать их нельзя. Как это обеспечить? Мы знаем, а они — пусть подумают.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза
Анастасия Мельник