В России хотят разрешить ремонтировать машины по ОСАГО б/у запчастями. Разве это безопасно?
В России снова заговорили о необходимости разрешить ремонтировать автомобили по ОСАГО б/у запчастями вместо новых, причем без согласия владельцев машин. Такое предложение звучит уже не в первый раз, однако сейчас кабмин уже поручил профильным ведомствам его проработать. Вместе с экспертами и авторами инициативы разбираемся, для чего она нужна в России и не скажется ли она негативно на безопасности.
Что именно хотят изменить в порядке ремонта машин по ОСАГО?
Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил на законодательном уровне разрешить ремонтировать автомобили по ОСАГО с использованием поддержанных запчастей. Причем авторы предлагают делать это без согласия клиента, при этом наделив правительство полномочиями устанавливать требования к б/у запчастям.
В НИИ автотранспорта уже провели необходимые исследования и заявили, что рекомендуют поддержать инициативу РСА и разрешить ремонт б/у запчастями, но только для машин старше шести лет, а также ввести ограничения по ряду категорий машин и комплектующих, которые можно использовать.
К примеру, ремонтировать б/у запчастями предлагают запретить городской наземный электрический транспорт, гоночные и учебные авто, транспорт спецслужб, пожарные автомобили, кареты скорой помощи и технику, которую используют для перевозки опасных грузов.
Также НИИ считает, что повторно нельзя использовать целый ряд запчастей, среди которых подушки и ремни безопасности, электронные блоки управления и любые узлы, воздействующие на руль, глушители, оборудование для питания двигателя газообразным топливом. Грубо говоря, под запрет должны попасть все агрегаты, которые напрямую влияют на безопасность вождения.
Зачем в России разрешать ремонт машин б/у запчастями?
В РСА, который выступил автором инициативы, пояснили «Постньюс», что санкции привели к уходу с российского рынка большинства производителей автомобилей и запчастей к ним, нарушению каналов поставки и значительному увеличению сроков поставки, а также к существенному увеличению стоимости новых импортных запчастей.
Из-за этого, пояснили представители РСА, провести восстановительный ремонт по ОСАГО стало практически невозможно — по данным Союза доля ремонта в страховом возмещении по ОСАГО упала ниже 5%, в остальных случаях водители получают денежную компенсацию.
Помимо прочего, в союзе подчеркнули, что вторичное использование запчастей стало одним из мировых трендов внедрения «зеленой» экономики и борьбы с климатическими изменениями. Власти разных стран, напротив, мотивируют граждан по возможности использовать б/у компоненты, которые соответствуют требованиям безопасности.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал «Постньюс», что сейчас многие автовладельцы, особенно машин европейских марок, столкнулись с тем, что новых запчастей (ни оригинальных, ни реплик) для их машин в России попросту нет.
Буквально несколько месяцев назад мы столкнулись с подобной проблемой для машины Audi — нужно было достать нестандартный узел, который никто на складе не держит. И поставка новой запчасти занимала от 60 дней. При этом стоимость этой запчасти тоже ощутимо била по карману.
一 Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»Поэтому, продолжает Шкуматов, идея ремонтировать машины б/у запчастями вполне разумна для тех водителей, которые не готовы несколько месяцев быть пешеходами в ожидании нужной запчасти. Он отмечает, что восстановленные детали уже давно применяются при ремонте и «в основном никаких нареканий со стороны водителей нет». По его словам, когда перед человеком встает выбор: ждать несколько месяцев новую деталь или использовать б/у запчасть с разборки, «90-98% процентов выбирают второй вариант».
Разумеется, добавляет Шкуматов, если речь не идет об использовании восстановленных элементов критически важных систем — например, ходовой и тормозной. В этом случае люди готовы ждать новые запчасти столько, сколько нужно, поскольку эти узлы напрямую влияют на безопасность авто.
Почему бы не дать возможность легально ремонтировать машины б/у запчастями? Сейчас это запрещено, поэтому люди в итоге вынуждены ждать и обходиться без автомобиля, который стоит на ремонте в полуразобранном состоянии. В итоге здесь страдают все: и автосервис, и сам автомобилист.
一 Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»Что не так с инициативой РСА?
Вице-президент НАС Антон Шапарин считает, что пока нет строгих регламентов, принимать такую инициативу нельзя. Он добавляет, что единственный способ отсрочить принятие новых правил — заставить «страховое лобби» уйти в бесконечное согласование параметров реформы. В первую очередь, продолжил Шапарин, нужно требовать внести поправки в Технический регламент Таможенного союза 018/2011.
Это самый главный документ, который определяет все этапы жизни автомобиля, кроме утилизации и использования б/у запчастей. Эти разделы просто забыли написать.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союзаА поскольку четкого регламента нет, продолжает вице-президент НАС, никто не знает, какие запчасти можно использовать, а какие — нельзя, кто вообще может восстанавливать запчасти и как это происходит.
В мире это обычно очень четко описано. Иначе получается, что можно ставить б/у тормозные колодки, бамперы, склеенные из нескольких частей, подушки безопасности непонятного происхождения. Одним словом, любой агрегат, ведь это не запрещено! И будут ставить самое дешевое. Всегда. А если и восстановленное, то в гаражах.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союзаШапарин добавляет, что Минпромторг отреагировал на требование общественности и обозначил необходимость внесения поправок в техрегламент для использования б/у запчастей.
Надеюсь, это даст нам дополнительные несколько лет и защитит интересы автовладельцев. Супердорогой в сравнении с белорусским полис ОСАГО россияне приобретают за полновесные новые рубли, а не за сувенирные купюры банка приколов. Вот и восстановление своих машин ожидают получить новыми запчастями.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союзаВ России действительно могут принять закон о ремонте машин б/у запчастями?
Петр Шкуматов считает, что в текущих реалиях это вполне вероятно. Он пояснил, что раньше инициатива не проходила дальше, потому что все ждали ослабления санкций, но в итоге получили полный запрет на поставку автозапчастей от Минфина США. Поэтому, подытоживает Шкуматов, и произошел «заход на второй круг». И сейчас, скорее всего, инициативу утвердят в качестве временной вынужденной меры.
Инициатива абсолютно адекватна сложившимся санкционным условиям. Если вы не можете законно ввезти бампер для ряда автомобилей, то какой еще выход? Только какие-то серо-черные схемы, но страховые компании — это организации, которые могут работать только в белую. Не заставлять же их за наличку или крипту покупать через ОАЭ новые бамперы для VW. Им это запрещено делать.
一 Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»При этом, подчеркивает эксперт, срок ремонта в случае возможности согласованного использования восстановленных компонентов действительно резко уменьшится. По оценке Шкуматова, речь может идти даже о сокращении сроков до 10 раз. По его предположению, вместо 60 дней ремонт может быть выполнен за неделю с учетом всех сроков поставки, поскольку из регионов до Москвы доставка может дойти за 2-3 дня.
Разве ремонтировать машины б/у запчастями безопасно?
Директор по сервису и запчастям АГ «Авилон» Алексей Шпикалов в разговоре с «Постньюс» заявил, что отсутствие возможности привезти новые запчасти из-за рубежа — это, скорее, исключение и погрешность в общей статистике. При этом использование подержанных запчастей, по словам Шпикалова, «стирает все границы вопроса качества восстановительных ремонтов».
По мнению эксперта, в первую очередь это связано с тем, что никто не сможет определить остаточный ресурс работоспособности того или иного узла. А это, заключает он, в свою очередь может привести к необратимым ситуациям на дороге.
Антон Шапарин же высказывает противоположное мнение и подчеркивает, что НАС не против восстановления запчастей и их повторного использования. Эксперт поясняет, что такая практика действительно уже давно используется в мире и весьма успешно.
Однако надо понять для начала, что можно восстанавливать, что такое восстановление, как обеспечить безопасность, качество и защитить интересы покупателя. Это должно быть очень четко описано в законодательстве. В том числе техническом.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союзаВ то же время, продолжает он, крайне важно решить и вопрос легальности происхождения б/у запчастей. В России, поясняет Шапарин, на законодательном уровне никак не регулируются автомобильные разборки. По его словам, это до сих пор полностью серая зона.
Одно дело, когда это разбор битого авто. Но разбирают и угнанные, причем от угона до превращения в запчасти проходят буквально часы. А РСА хочет легализовать использование запчастей с угнанных авто через систему ОСАГО? Пока на 100% не будет понятно, как установить легальность происхождения запчасти, использовать их нельзя. Как это обеспечить? Мы знаем, а они — пусть подумают.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза