Российским автосалонам предрекают банкротство: кому стоит беспокоиться?
Автоэксперты предупреждают, что 30% автосалонов в России могут обанкротиться. По их мнению, на бизнесе негативно отражаются высокая ключевая ставка и значительная закредитованность. Выше всего риски для бизнеса мелкого и среднего сегментов. Разбираемся вместе с экспертами, как экономическая ситуация в стране отразится на автодилерах и стоит ли ожидать очередного подорожания иномарок.
Почему автосалонам предрекли банкротство?
Исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин рассказал «Постньюс», что повышение ключевой ставки сыграло злую шутку с дилерским бизнесом. По мнению эксперта, рост продаж новых автомобилей во многом был обусловлен значительной долей автокредитования, а также действием программ льготного субсидирования кредитной ставки от государства. Сейчас темпы автокредитования снизились, а некоторые банки уже объявили о закрытии программ.
«Рост ключевой ставки повлиял на стоимость кредитов не только для покупателей, но и для самого бизнеса. В авторитейле высокая закредитованность, поэтому такие сложные периоды в экономике, в первую очередь, приведут к потере доходности, сокращению персонала и банкротству предприятий. Сокращение дилерской сети ожидаем в текущих экономических условиях, но уверены, что отрасль сохранится. Массового ухода дилеров с авторынка и превращения России в маленькую Кубу опасаться не стоит. В РФ хорошо развито отечественное производство, а рынок составляет 1,5 млн авто в год и является значимым для отрасли», — сказал эксперт.
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов в разговоре с «Постньюс» связал причины банкротства автодилеров с большим падением продаж. Они сократились на 37%, а средний срок автокредита достиг 70 месяцев. «Какое-то время дилеры будут жить, вернее, выживать на те деньги, которые заработали ранее, продержутся за счет клиентской базы, потом начнут сокращать персонал. Но это произойдет через год-полтора и если ситуация со ставками не наладится», — сказал эксперт.
Возможным выходом из кризиса Попов назвал установление более тесных контактов с юго-восточными поставщиками, но при условии, что дилерам предоставят скидки на автомобили. «Китайские авто по-прежнему продаются с гигантской маржой, но высокая она для китайцев, а не наших дилеров. Но перераспределение маржинальности маловероятно. Наш рынок по отношению к китайскому составляет 1/20 от их мощности, поэтому для них потери на российском рынке будут несущественны», — предположил Попов.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с «Постньюс» назвал автомобильных дилеров обузой, навязывающей кредиты населению. «Они это делают, чтобы получить свои 8-9% комиссии с оформленного кредита, навязывают страховые услуги, вот и весь бизнес. Соответственно, это бессмысленная организация для россиян, никто скорбеть не будет при их банкротстве, поэтому скатертью дорожка. Все разговоры о том, что они платят много налогов в казну, — миф и выдумка», — рассказал эксперт.
Он пояснил, что функции автодилеров давно себя исчерпали. В качестве альтернативы спикер предложил наладить продажу машин через интернет и организовать дарксторы. Эксперт привел в пример Испанию, где нет официального дилера по продаже автомобилей Tesla, люди заказывают машину на сайте, оплачивают картой и потом забирают из даркстора в назначенную дату. «Мы уже потихоньку превращаемся в Кубу. Средний возраст автомобилей в России растет и уже превышает 15 лет. И причина здесь не в дилерах — новые автомобили слишком дорогие. Они уже не по карману россиянам, а продажи маленькие», — сказал Шапарин.
Как оценивают ситуацию сами автодилеры?
Руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша заявила «Постньюс», что к концу года число автосалонов сократится на 30%. По ее мнению, прежде всего это коснется монобрендовых автосалонов.
Падают продажи новых машин, в ноябре этот показатель может достичь 50%. У ряда автосалонов не будет средств для оплаты процентов по кредитам и выплат зарплат сотрудникам. Это как раз и приведет к банкротствам. Особенно с учетом стоимости кредитов для представителей отрасли — средневзвешенные ставки по оборотным кредитам для бизнеса выросли до 20,09% годовых, тогда как в прошлом году были примерно на 7% меньше
一 Анастасия Байбароша, автоэкспертБайбароша добавила, что в подобных условиях многие дилерские центры будут отказываться от франшиз китайских производителей, которые при демократичной ценовой политике поставщиков и так были не очень рентабельны. «Однако обычно данная сфера быстро адаптируется к любым новым условиям. Например, во время пандемии дилеры остались рентабельными, продавая автомобили в режиме онлайн и с бесконтактной доставкой покупателю», — пояснила эксперт.
Ждать ли очередного подорожания автомобилей?
В РОАД заявили «Постньюс», что в 2025 году в России машины продолжат дорожать, и цены вырастут на 15-20%. Помимо увеличения ключевой ставки на рост будет влиять повышение утильсбора, ослабление курса рубля и тем самым снижение покупательской активности. «Мы планируем на ближайшем форуме “Росавтодилер” (13 декабря) обсудить с дилерским сообществом ситуацию и дальнейшие шаги, в том числе обращения в правительство за поддержкой», — рассказал Чикин.
Байбароша отметила повышенный спрос на новые автомобили в преддверии индексации утилизационного сбора, а складские запасы многих автодилеров уже иссякли. По данным эксперта, лишь в октябре 2024 года было реализовано более чем на 50% больше новых авто, чем в 2023-м, а уровень их продаж почти достиг показателей 2014 года — 184 698 и 211 365 единиц соответственно. «Таким образом, сокращение запасов авто привело к корректировке планов по продажам, а также стоимости автомобилей. Например, две модели Changan и два внедорожника Tank подорожали на 100 тыс. руб., а бренда Jaecoo — на 50 тыс. руб.», — сказала эксперт.
Заместитель генерального директора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев заявил «Постньюс», что крупные игроки рынка имеют запас прочности на годы. По его мнению, именно 2025-й станет показательным в сфере автобизнеса.
Покупателям в ближайшие полгода беспокоиться не о чем. Если начнут проявляться банкротства, основная нагрузка, как репутационная, так и финансовая, ляжет на плечи производителей. Покупатели в этом смысле застрахованы
一 Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора АГ «Авилон»