«Постньюс»
«Постньюс»
авто

Выполняет госзаказ наш китайский АвтоВАЗ: почему новые российские машины так похожи на «китайцев»?

Новые модели на 100% состоят из импортных комплектующих

На днях АвтоВАЗ объявил о запуске бренда SKM, под которым будет выпускаться новый российский минивэн. Внешне он очень похож на своих китайских собратьев, но в самой компании это никак не комментируют. Недавно анонсированную Lada Iskra, которая стала, пожалуй, главной новинкой отечественного автопрома, тоже будут собирать из китайских комплектующих. Почему так происходит и какое будущее ждет российский автопром? Разбираемся с экспертами.

Смог ли российский автопром перестроить работу в условиях санкций?

После начала СВО флагману российского автомобилестроения пришлось несладко. Речь, конечно, об АвтоВАЗе. 3 марта 2022 года компания заявила о приостановке производства из-за трудностей с поставками импортных компонентов, а 23 марта французская Renault, которой принадлежали 68% АвтоВАЗа, приостановила деятельность в России. Таким образом, отечественному автопрому резко оборвали все логистические каналы, по которым ранее из Европы поставлялись импортные комплектующие.

АвтоВАЗ не был исключением. С такой же проблемой столкнулся и «КАМАЗ», а все европейские бренды, локализованные в России (например, заводы Hyundai и Toyota в Петербурге) также заявили об остановке производства. В результате в российском автомобилестроении начался массовый «застой» — машины просто-напросто было невозможно собрать из-за недостатка комплектующих.

Однако со временем, как и ожидалось, нишу европейских брендов заняли китайцы. Понадобилось несколько месяцев, чтобы наладить логистику, и вот, летом 2022-го период «застоя» как будто закончился. В августе АвтоВАЗ запустил производство на полную мощность, вернувшись к пятидневной рабочей неделе, а «КАМАЗ» смог восстановить досанкционные объемы выпуска автомобилей к сентябрю 2023-го. Правда, с более упрощенным двигателем.

На первый взгляд все стало вполне неплохо, когда на помощь пришли китайские партнеры. Однако оказалось, что они вовсе не горят желанием делиться секретами своих технологий и переносить производство в Россию, как это делали европейцы, рассказал «Постньюс» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. В результате российскому автопрому ничего не осталось, как просто собирать свои модели из китайских комплектующих, проще говоря — выпускать полные копии «китайцев».

За примерами далеко ходить не приходится. Представленный в 2022 году «Москвич 3» представляет собой копию JAC JS4, Lada X-Cross 5 идентичен FAW Bestune T77, а новинка АвтоВАЗа Lada Iskra сейчас собирается в Тольятти из китайских запчастей. Такая ситуация будет сохраняться, пока отечественные поставщики не наладят выпуск нужных комплектующих, заявила в разговоре с «Постньюс» руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша.

Микроавтобус SKM — «китаец» для российских госструктур?

6 марта АвтоВАЗ объявил о запуске нового российского бренда — SKM. Внешне она очень напоминает китайский фургон Shineray M7. И хотя в самом АвтоВАЗе не хотят говорить о внутренних характеристиках новой модели, можно не сомневаться, что она станет его точной копией.

Никто и не скрывает, что эта машина будет выпускаться на 100% из китайских комплектующих, поскольку это китайская машина. Она выпускается много лет в Китае, где-то с 2014 года с разными модернизациями.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»
Автомобиль SKM/ Пресс-служба АвтоВАЗа
Автомобиль SKM/ Пресс-служба АвтоВАЗа

Очевидно, что у простых россиян минивэн вряд ли будет пользоваться большой популярностью из-за высокой цены. Тогда зачем он нужен? По мнению Кадакова, в запуске новой модели заинтересовано государство, которое сразу начнет ее закупку для своих структур. «Она будет использоваться как специализированное пассажирское авто: от скорой помощи до машин для милиции, пожарных и т.д.», — подчеркнул эксперт.

Lada Iskra — новый бюджетный вариант для простого россиянина?

В июне 2023 года на Петербургском экономическом форуме АвтоВАЗ презентовал главную новинку года — модель Lada Iskra. Президент компании Максим Соколов похвастался, что в этот «технологически независимый» проект уже вложено 23 млрд руб. И если уникальность модели, которую собрали из китайских комплектующих, находится под большим вопросом, то цена нового авто на фоне сегодняшнего рынка может приятно удивить россиян — по оценкам Анастасии Байбароши и Максима Кадакова, она будет стоить от 1,2 до 1,5 млн руб.

Lada Iskra станет одной из самых доступных на российском рынке моделей, заняв место по стоимости между Lada Granta и Lada Vesta. Потребитель получит базовую версию, оснащенную двумя подушками безопасности, системами ABS и ESP, усилителем руля, центральным замком, передними электростеклоподъемниками, аудиоподготовкой, подогревом и электрорегулировкой боковых зеркал.

Анастасия Байбароша, руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг»
Презентация Lada Iskra на ПМЭФ/Фото из соцсетей
Презентация Lada Iskra на ПМЭФ/Фото из соцсетей

Почему в России не получается производить свои автомобили?

Все наверняка слышали разлетевшуюся фразу премьер-министра РФ Михаила Мишустина, который в мае 2024-го раскритиковал новую модель «Волги»: «У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский». Максим Кадаков назвал «Волгу» «фактически китайским автомобилем с другой эмблемой».

В связи с этим возникает закономерный вопрос. Почему даже сейчас, когда импортозамещение поставлено во главу угла экономической политики, в России не могут произвести хотя бы отечественный руль? Главных причин две. Во-первых, для открытия производства собственных комплектующих требуется не только оборудование, но и разработки и технологии. Затраты на это составят не менее €2 млрд, считает Анастасия Байбароша.

Для окупаемости завода стоимость автомобилей будет достаточно высокой. Будет ли в таком случае на них спрос — вопрос спорный. Поэтому российские инвесторы не спешат финансировать импортозамещение в области автомобилестроения, так как весь необходимый для сборки машинокомплект можно приобрести в Китае по оптовой цене для массового производства.

Анастасия Байбароша, руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг»

Во-вторых, как уже отмечалось выше, китайские партнеры вовсе не желают делиться секретами своих технологий. «Но ни одна китайская компания не пришла открыто на российский рынок, не купила завод, не организовала свое производство, не построила новый завод, никто рисковать не хочет. Ни одна китайская компания ничего с точки зрения технологий нам не привнесла», — подвел печальный итог Максим Кадаков.

Исключением стал лишь одинокий завод Haval под Тулой. По итогам 2024 года он выпустил 130 тыс. автомобилей и занял второе место по этому показателю после АвтоВАЗа.

Как изменится российский автопром, если санкции смягчат?

В условиях потепления российско-американских отношений неплохой перспективой представляется смягчение санкционного режима, под который в том числе попал отечественный автопром. Как бы россиянам ни хотелось, но на цены это никак не повлияет, считает Максим Кадаков. В то же время если санкции снимут, на российский рынок может вернуться целый ряд брендов. По мнению Кадакова, первыми будут корейцы и японцы — их продажи могут возобновиться достаточно быстро.

Что касается Европы, то пока не видно, чтобы Германия и Франция сильно стремились пойти на уступки России. В то же время Анастасия Байбароша считает, что возобновление поставок привычных иномарок в страну может еще сильнее затормозить начинающееся импортозамещение в отрасли.

Так или иначе, будущее независимого российского автопрома представляется туманным. Из-за санкций у России в этой области остался один партнер — Китай. Поэтому отечественная стратегия заключается в постепенном «перетаскивании» китайских моделей, создании новых брендов и возможной локализации производства. Но пока все это выглядит как попытка скрыть за новыми брендами те машины, которые поставляются из Китая, резюмировал Кадаков.

Максим Базанов