кино

«Сущность» в виде ворона: каким получился новый хоррор с Бенедиктом Камбербэтчем

Рассказываем об авторском ужастике, в котором птицы по традиции не то, чем кажутся
Бенедикт Камбербэтч в фильме «Сущность»/«Кинопоиск»
Бенедикт Камбербэтч в фильме «Сущность»/«Кинопоиск»

В российский прокат 20 ноября выходит прохладно встреченный на «Сандэнсе» хоррор дебютанта Дилана Саузерна «Сущность» (The Thing with Feathers) с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. В фильме о горе утраты и весьма радикальном способе борьбы с ним актер вновь (привет сериалу «Эрик») примеряет на себя образ депрессивного художника и отца-одиночки. Автор «Постньюс» уже посмотрел этот фильм и рассказывает, стоит ли идти на него в кино.

Год производства: 2025

Страна производства: Великобритания

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Дилан Саузерн

Сценарист: Дилан Саузерн

Продюсеры: Адам Экланд, Леа Кларк и другие

Актеры: Бенедикт Камбербэтч, Дэвид Тьюлис, Сэм Пруэлл и другие

Дата выхода в мире: 25 января 2025 года

Дата выхода в России: 20 ноября 2025 года

О чем фильм «Сущность»

Сюжет картины основан на новелле «Горе — это штука с перьями» Макса Портера (главную роль в театральной постановке которой, кстати, сыграл другой гигант с Британских островов Киллиан Мерфи).

В центре как книги, так и фильма история Папы двух Мальчиков, который лишается жены и наотрез отказывается отпускать боль от утраты, погружаясь в потусторонний мир. В хорроре Саузерна, в отличие от первоисточника, главный герой — талантливый карикатурист и автор собственных комиксов — буквально своими руками создает измерение, наполненное макабрическими монстрами.

Первым делом к герою приходит, по собственным словам, самая безобидная из сущностей — ворон с телом Виктора Вембаньямы. Из-за аляповатого вида демона в голову пробираются внезапные ассоциации с «Веномом» от Sony. Тандем Камбербэтча и пернатого баскетболиста, озвученного Дэвидом Тьюлисом (Римус Люпин из «Гарри Поттера» и Джонни из «Обнаженной»), аномально далек от хоррора или тяжелой психологической драмы, а их жесткая борьба оставляет после себя примерно то же, что и шизофазийные переругивания Тома Харди с его симбиотом.

Кадр из фильма «Сущность»/«Кинопоиск»
Кадр из фильма «Сущность»/«Кинопоиск»

Чем примечателен хоррор

Выступая перед премьерой своего фактически дебютного художественного фильма, Саузерн делился наполеоновскими планами. Режиссер обещал зрителю киноопыт, кардинально отличающийся от стандартного для современных фестивалей мультижанра. Тема ведь действительно не новая и успела добраться даже до ультрамейнстрима (в марвеловских «Громовержцах» главным злодеем буквально стала депрессия), так что задача перед дебютантом изначально стояла невыполнимая.

Удивить, впрочем, получилось у Камбербэтча. Звездный актер, сменивший твидовое пальто в одном зрительском хите на волшебный плащ в другом, продолжает искать отдушину в авторских проектах. Роль в «Сущности» кардинально отличается от образа маскулинного деспота Фила Бербэнка, воплощенного им в вестерне «Власть пса» великой Джейн Кэмпион. Его Папа, несмотря на шероховатости, — чуткий, понимающий и невероятно открытый в своем бессилии перед трагедией, хотя в шкуре депрессивного отца после «Эрика» ему местами уже тесновато. Впрочем, стоит отметить, что и воет, и скулит Камбербэтч очень харизматично.

Стоит ли смотреть «Сущность»

Прежде всего, «Сущность» — кино терапевтическое. Саузерну удалось выдержать тонкую грань между принятием щемящей боли от утраты и упоением ей, не сваливаясь в романтизацию отчаяния. Мрак в фильме остается холодным и отталкивающим, как бы уютно в него не кутался небритый Камбербэтч, но при этом, что важно, не бесконечным.

Отсутствие же хоть сколь-нибудь страшных моментов парадоксально не хоронит хоррор, а, напротив, помогает ему донести свою, пожалуй, центральную мысль: каждый из нас поздно или рано столкнется с горечью утраты и погрузиться во мрак с демонами. Возможно, нам не стоит бояться этой встречи — вдруг Сущность придет с благими намерениями.

Подписывайтесь на нас в Telegramперейти
ВК49865