экономика

Не все яйца в одну корзину: что такое шринкфляция и как она влияет на потребителей?

Ежегодно такая уловка производителей лишает россиян около 1 трлн руб.
Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

В середине ноября стало известно, что Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) зафиксировал увеличение жалоб на недобросовестные методы установления цен а продукты, среди которых — шринкфляция. Как писали «Известия», недолив молока в емкости и девять яиц в упаковке вместо 10 ежегодно лишают россиян около 1 трлн руб. Что такое шринкфляция, как она влияет на потребителей и как с ней бороться — в материале «Постньюс».

Что такое шринкфляция: определение и суть

Шринкфляция (от shrinkflation: shrink — уменьшать + inflation — инфляция) — скрытая форма инфляции, которая проявляется в уменьшении количества, массы или размера товара при неизменной или даже растущей цене. Она распространяется не только на продукты, но и на такие непродовольственные товары, как зубная паста, туалетная бумага, стиральный порошок и другие.

Формы шринкфляции

  • Уменьшение объема, веса, количества товара: девять яиц вместо 10, шоколадка весит 95 г вместо 100 г, в упаковке с дрип-пакетами кофе их пять, а не шесть.
  • Изменение формы или размера упаковки: бутылка с питьевой водой становится более низкой или узкой.
  • Ухудшение качества продукта: используются более дешевые ингредиенты без изменения цены.

Как появилась шринкфляция

Шринкфляция — это далеко не новое явление. Первые случаи шринкфляции зафиксированы в середине XX века, в условиях нестабильности после Второй мировой войны. Однако есть упоминания подобного явления и во времена феодальной Европы. Якобы тогда пекари при нехватке зерна между повышением цен и уменьшением размера буханок выбирали второе, чтобы не нарушать принцип «справедливой цены» и не вызывать хлебный бунт.

  • 1970-е: производители начали уменьшать упаковки после того, как цены на сырье взлетели вследствие энергетического кризиса.
  • 2000-е: новый всплеск рост цен на сырье и продовольствие вновь привел к тому, что проиводители стали снижать объем, вес и количество товаров, сохраняя цены.
  • 2020-е: шринкфляция вновь стала актуальна вследствие пандемии COVID-19, санкций и торговых войн.

Какие категории товаров затрагивает шринкфляция

Наиболее подвержены шринкфляции:

  • продукты питания (молочные продукты, крупы, сладости, хлебобулочные изделия, снеки);
  • напитки (вода, сок, газировка, алкоголь);
  • бытовая химия (моющие средства, средства для уборки);
  • косметика и средства личной гигиены (губные помады, шампуни, гели для душа, кремы, зубные пасты, туалетная бумага).

Примеры шринкфляции в России

  • Молочные и кисломолочные продукты: 900 мл молока вместо 1 л, стаканчики йогурта на 180 мл вместо 200 мл.
  • Хлебобулочные изделия: меньше кусочков хлеба в упаковке с нарезанным изделием, буханка хлеба легче на 50-100 г.
  • Крупы и макароны: пачки полегчали на 50-100 г.
  • Сладкое: плитки шоколада на 90 г вместо 100 г (часто это касается импортных кондитерских изделий), уменьшение упаковок конфет по весу, а иногда и по количеству штук.
  • Яйца: некоторые производители начали добавлять в упаковки по девять яиц вместо 10, однако цена осталась прежней.
  • Бытовая химия: объем моющих средств и порошков в пакете/емкости уменьшился.

Примеры шринкфляции на Западе

  • Шоколад: уменьшение веса плиток с 100 г до 80-90 г.
  • Чипсы: в пакетах больше воздуха и меньше продукта, упаковка прежнего размера.
  • Фастфуд: уменьшение котлет в бургерах при неизменной цене.
  • Напитки: уменьшение объема бутылок с алкоголем.
  • Туалетная бумага: снижение плотности бумаги или уменьшение количества листов в рулоне.
  • Косметика и средства личной гигиены: уменьшение объема шампуней, гелей для душа, кремов, помад при сохранении цены.

Причины шринкфляции

  • Рост производственных издержек. Дорожают рабочая сила, сырье, логистика, но компании хотят сохранить рентабельности и начинают сокращать объем продукции.
  • Рост налогов. Производители могут сокращать объем продукции вместо повышения цен на нее в тех государствах, где налоги с продаж заложены в розничные цены. Увеличение таких налогов как раз может привести к шринкфляции.
  • Конкуренция на рынке. Фирмы не хотят спугнуть покупателей повышением цен, ведь те могут уйти к их конкурентам, тогда и прибегают к незаметному поначалу сокращению объемов.
  • Ослабление национальной валюты. Когда ее курс падает, импортное сырье становится дороже. Невыгодно это и зарубежным производителям: по сути, они продают товар с теми же издержками, но получают меньше денег, поэтому иногда принимают решение прибегнуть к шринкфляции.

Какие права потребителей нарушаются

  • Право на справедливую торговлю: когда объем товара без предупреждения меняется, а цена остается прежней, это может быть охарактеризовано как нечестная прaктика.
  • Право на достоверную информацию: если изменения веса и объема товара не указаны явно, это может считаться введением в заблуждение потребителя, который имеет право знать эти характеристики.

Как еще шринкфляция влияет на потребителей

Прежде всего, потребители могут замечать рост трат на покупки, поскольку чем меньше товара, тем быстрее он кончается, и нужно вновь идти в магазин. Однако это увеличение расходов может происходить незаметно, потому что, по сути, цифры на ценнике не меняются, только вот товара становится меньше. Кроме того, могут возникнуть трудности с планированием бюджета, поскольку непривычно рассчитывать на меньший объем/количество товара без изменения стоимости.

Как бороться со шринкфляцией

Со стороны компаний это очевидное ухищрение ради собственной выгоды. Поэтому в борьбе с ним заинтересованы не только потребители, но и государство.

Что делать потребителю

  • Смотрите на этикетки. Упаковка может выглядеть привычно, но масса при этом прописана уже другая.
  • Проверяйте реальную массу товара. Если она не соответствует заявленной, вы можете потребовать вернуть вам деньги.
  • Сравнивайте цены за единицу товара у разных брендов. Если нужный продукт уменьшился в объеме или подорожал, ищите выгодные альтернативы у других производителей.
  • Будьте внимательны с акциями. Производители могут маскировать уменьшение объема товара под акционное предложение.

Что делать государству

  • Маркировать подпавшие под шринкфляцию товары. Помечать товары с уменьшенным размером упаковки, чтобы информировать покупателей, как, например, во Франции.
  • Требовать указывать цену за единицу. Покупателям так будет проще сравнивать цены.
  • Требовать повышать заметности информации о весе и объеме. Например, увеличить размер шрифта или площади, отведенной под эту информацию на упаковке.
Подписывайтесь на нас в Telegramперейти
ВК49865