Трудное соседство. Россия и Белоруссия утвердили программу по интеграции
9 сентября Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали детальную программу по интеграции России и Белоруссии. За 25 лет идея объединения двух стран пережила стремительный взлет, болезненное падение и неожиданное возрождение, а также обросла многочисленными мифами. Вспоминаем, как это было, и отвечаем на главные вопросы о российско-белорусской интеграции.
Как должно было выглядеть Союзное государство?
Россия и Белоруссия запустили интеграцию еще в 1995 году, когда подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, ликвидировав пограничный контроль.
Однако первым прообразом интеграционного объединения было Сообщество России и Белоруссии, которое учредил договор 1996 года. Именно в нем впервые сформулировали цели по переходу к единому законодательству, формированию общего экономического пространства и согласованию внешней политики. В 1997 году Сообщество преобразовали в Союз России и Белоруссии.
В 1999 году Лукашенко и Ельцин подписали договор о Союзном государстве (СГ), который и стал основой для последующей интеграции. Соглашение ставило очень амбициозные задачи: предполагалось создание объединения, сочетающего в себе элементы и международной организации, и полноценного государства. У России и Белоруссии могли появиться общие органы власти, налоговая и судебная система, а также наднациональный бюджет. При этом обе страны де-юре оставались бы независимыми государствами.
Это правда, что Лукашенко мог стать президентом России?
Александр Лукашенко никогда публично не говорил об этом, однако многие факты указывают на то, что такие планы действительно были.
Не случайно инициатива об объединении исходила именно от него. В середине 1990-х Лукашенко начал активно «внедряться» во внутреннюю политику — его выступления в Госдуме вызывали бурные аплодисменты депутатов, а поездки по российским регионам временами напоминали предвыборную кампанию.
В 1999 году молодой и напористый Лукашенко был гораздо популярнее президента РФ Бориса Ельцина, который уже готовился уйти на покой. В одном из интервью журналистам олигарх Борис Березовский рассказал, что в Кремле всерьез рассматривали кандидатуру белорусского президента в качестве преемника Ельцина. Пост президент России он мог получить только при реализации союзного договора.
В России это серьезно обсуждалось — может ли Лукашенко быть президентом России, а точнее — объединенного государства. И на это были совершенно конкретные причины, вот почему это серьезно обсуждалось. Рассматривались только те кандидаты, в ряду которых Лукашенко был не худшим.
一 Борис БерезовскийПочему интеграция остановилась?
Интеграция затормозилась после прихода к власти в России Владимира Путина. К 2002 году российского президента хотели видеть в качестве главы Союзного государства не только в России, но и в Белоруссии. При объединении у Лукашенко не было практически никаких шансов победить его на свободных выборах, поэтому белорусский президент потерял интерес к этой идее.
Особенно явно это стало в 2002 году, когда Путин предложил «отделить мух от котлет» и озвучил радикальный вариант объединения в формате федерации. В 2003 году страны могли провести референдум по слиянию и в выборы в единый парламент, а в 2004 году избрать главу союзного государства и перейти на использование российского рубля.
В ответ Лукашенко, до этого обвинявший Москву в торможении интеграции, обвинил Путина в стремлении «расчленить» Белоруссию.
Даже Ленин и Сталин не додумались до того, чтобы раздробить Белоруссию и включить в состав СССР. Никто не пойдет на то, чтобы порезать республику на части и включить ее в состав пусть даже братского государства.
一 Александр ЛукашенкоПозже он пригрозил проводить «политику Кучмы» — заигрывать с Россией и одновременно пытаться вступить в ЕС и НАТО. Этой стратегии белорусский президент старательно придерживался на протяжении всех последующих лет.
Россия пыталась насильно присоединить Белоруссию?
Разговоры об этом пошли в конце 2018 года, после того как Дмитрий Медведев увязал сохранение дотаций Белоруссии с неукоснительным исполнением положений союзного договора, которые привели бы к полному объединению.
Продвинутый вариант [сотрудничества], основан на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции.
一 Дмитрий МедведевМногие восприняли его заявление как ультиматум. В действительности это было прямым следствием политики Лукашенко, который всеми силами тормозил интеграцию и при этом пытался сохранить полученные от нее экономические преференции.
Непоследовательность Минска приводила к постоянным «газовым», «нефтяным», «молочным» и «информационным» войнам. Накануне заявления Медведева между странами разгорелся еще один нефтяной конфликт.
Вторая волна обсуждения насильной интеграции стартовала в 2020 году. Все началось с публикации Bloomberg, в которой утверждалось, что перед анонсом поправок к Конституции Путин якобы вел переговоры с Лукашенко по объединению. Президент Белоруссии и сам с удовольствием подогревал эти слухи — антироссийская риторика была неотъемлемой частью его предвыборной программы.
Что представляет собой интеграция России и Белоруссии сегодня?
Время не играет на руку интеграционному объединению. С каждым годом его сторонников становится все меньше. В 2019 году за слияние выступали лишь 35% россиян и 17% белорусов, и это при том, что 20 лет назад их доля в обеих странах была больше 60%.
На фоне этого Москва и Минск старательно открещиваются от идеи политической интеграции, предпочитая фокусироваться на экономическом направлении. Процесс пошел быстрее после политического кризиса в Белоруссии 2020 года, когда Запад ввел против Минска санкции и Лукашенко потерял возможность выкручивать Москве руки «политикой Кучмы».
В 2019 году Россия и Белоруссия начали переговоры по 30 «дорожным картам» интеграции, которые затем преобразовали в 28 «союзных программ». Точное содержание «союзных программ» стороны не раскрывали. На пресс-конференции 9 сентября президенты России и Белоруссии сообщили, что они предполагают создание единых рынков газа, нефти и электроэнергии, переходу к единой промышленной и макроэкономической политике, интеграцию платежных систем и т.д.
В 2019 году газета «Коммерсантъ» писала, что их полная реализация приведет к созданию своего рода экономической конфедерации с едиными Налоговым и Гражданским кодексами, объединенным банковским надзором и внешнеторговым режимом. По данным РБК, существовала и «31 дорожная карта», предполагавшая создание 12 наднациональных органов, однако ее отложили в долгий ящик.
━━━━━
Виталий Рюмшин