Запретить нельзя оставить: виновны ли видеоигры в массовых убийствах в школах?
После трагедии в казанской школе №175, где от рук стрелка Ильназа Галявиева погибли девять человек, в России снова заговорили об ограничении компьютерных игр. Онлайн-развлечения уже давно стали «красной тряпкой» для политиков, общественников и родителей, которые видят в них корни всех проблем. Однако данные ученых говорят обратное: необдуманные запреты ничего не решают и могут только усложнить ситуацию. Разбираемся, почему.
Что говорят чиновники?
Они предлагают ограничить доступ к видеоиграм, которые могут быть потенциально опасны для детей.
• 28 мая президент Татарстана Рустам Минниханов в эфире RTVI высказался за ограничение доступа к вредоносным играм: «А почему вы считаете, что это должно быть доступно, если это влияет на психику детей? Влияет не только на детей, но и взрослые превращаются в игроманов».
• 19 мая депутат Заксобрания Свердловской области Андрей Гориславцев назвал компьютерные стрелялки, а также фильмы «Дэдпул» и «Трансформеры» причинами трагедии в Казани.
• 11 мая сенатор от Астраханской области Александр Башкин предложил ужесточить контроль за «воспевающими насилие компьютерными играми». По его мнению, именно они приводят к школьной стрельбе: «В этих играх летают ошметки мяса, летят брызги крови, сплошное насилие — для еще не сформировавшейся подростковой психики это может быть крайне опасно».
• Впрочем, были и другие мнения. Зампред Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов в интервью радиостанции «Говорит Москва» не увидел связи между видеоиграми и стрельбой в школе и высказался против их ограничений, назвав их технически невозможными.
«Казанский стрелок» играл в видеоигры?
Вероятно, да. На это указывают свидетельства знакомых с ним людей. Впрочем, насколько сильным было его увлечение до конца неясно.
• Одноклассники Галявиева рассказали «Комсомольской правде», что компьютерные игры были его единственным хобби.
• Издание «Бизнес ONLINE» обнаружило, что у Галявиев был зарегистрирован в Steam под ником «БОГ». Больше всего он интересовался шутером Counter-Strike, в который наиграл 549 часов.
• При этом генеральный менеджер киберспортивной организации Virtus.pro Роман Дворянкин обратил внимание издания на то, что Галявиев не заходил в игру около пяти месяцев и провел в ней меньше времени, чем среднестатистический игрок.
А что говорят исследования?
Многочисленные опросы и социальные исследования показывают: поводов для паники нет. Компьютерные игры никак не влияют на агрессивность детей и подростков и уж точно не делают из них «маньяков».
• В 2020 году ученые Сара Койл и Лора Стокдейл опубликовали итоги 10-летнего исследования, в котором наблюдали за уровнем агрессии детей-геймеров. Испытуемые были разделены на три группы по предпочтениям видеоигр: высокое насилие (4%), среднее насилие (23%) и низкое насилие (73%). Результаты не выявили существенной разницы в поведении трех групп. Кроме того, у детей, предпочитающих игры с высоким насилием, не обнаружили никаких психических отклонений к 23 годам.
• Годом ранее похожее исследование обнародовал профессор техасского университета Майкл Уорд. Оно показало, что связь между увлечением видеоиграми и насилием есть, но она не причинно-следственная. Иными словами, если ребенок часто дерется, то виновны в этом не онлайн-развлечения, а особенности социального окружения и воспитания. По мнению ученого, запрет жестоких видеоигр не приведет к снижению агрессии — дети станут искать другие методы выплеснуть свои эмоции и перенесут насилие в реальный мир.
• В 2017 году ученые из университета Йорка Дэвид Зендл, Дэниел Куденко и Пол Кэрнс попробовали установить связь между уровнем агрессии и реалистичностью насилия в играх. Связи не нашлось: убивавшие реалистичных персонажей дети оказались не более агрессивны, чем те, кто играл в абстрактные игры.
• Психологи Лоуренс Кутнер и Шерил Олсон книге «Grand Theft Childhood» пришли к выводу, что не игры делают детей жестокими, а жестокие дети предпочитают игры с насилием. По их мнению, чрезмерное внимание к проблеме видеоигр со стороны родителей, активистов и политиков приводит к игнорированию более серьезных и сложных причин подросткового насилия.
• Другие исследования тоже не выявили прямой зависимости между массовыми убийствами в школах и повальным интересом к видеоиграм. В 2002 году американские ученые выяснили, что 59% «школьных стрелков» проявляли интерес к жестокому контенту. При этом компьютерными играми увлекались только 12% из них, остальные интересовались фильмами (27%) и книгами (24%).
Вердикт
Возложение вины на видеоигры — простое и удобное объяснение для случаев массовых убийств, но оно не имеет под собой оснований. На деле у стрельбы в школах более сложные причины: экономическая ситуация, социальное окружение, воспитание и психические проблемы.
Шутинги и видеоигры ошибочно связывают друг с другом не только в России, но и в США, где стрельба происходит регулярно. Причиной такой риторики может быть поколенческий разрыв: предлагающие жесткие запреты чиновники просто не понимают, как функционируют видеоигры и как они влияют на людей.
━━━━━
Виталий Рюмшин