Эколог Васенев оценил ущерб в регионах, которые ввели режим ЧС из-за заморозков
Прошедшие заморозки, из-за которых режим ЧС ввели Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, могут наиболее серьезно сказаться на овощных, плодовых и ягодных культурах в этих регионах. Об этом в беседе с «Постньюс» заявил заведующий кафедрой экологии РГАУ-МСХА им. К. Тимирязева, доктор биологических наук Иван Васенев.
«В ряде случаев часть культур мог спасти неожиданно выпавший снегопад. Но сложившаяся ситуация наиболее опасна для овощных, плодовых и ягодных культур, которые близки к цветению, то есть находятся в критических фенологических фазах», — рассказал Васенев.
По его словам, в случае с зерновыми культурами нивелировать ущерб может пересев пострадавших полей. «Конечно, это представляет собой дополнительные затраты, но позволяет в той или иной мере исправить ситуацию. Однако для ягодных и плодовых культур, для локальных сельхозтоваропроизводителей, которые ими занимаются, последствия могут быть весьма существенные», — отметил ученый.
Тем не менее, добавил Васенев, в масштабах страны ущерб, скорее всего, будет некритичным. «Безусловно, нужно уточнять по размерам площадей и культурам, которые пострадали в результате заморозков. Но у нас, как правило, проблемы, возникающие в одних регионах компенсируются другими. В последние годы было именно так», — пояснил заведующий кафедрой экологии РГАУ-МСХА.
При этом Васенев отметил, что заморозки этого года были «в своем роде уникальны». «На самом деле всё это происходит на фоне глобальных изменений климата, которые не столь однозначны и на фоне общего повышения годовых температур сопровождаются и другими резкими изменениями. Например, проявлением экстремальных температур и выпадением или отсутствием осадков», — рассказал ученый.
Он добавил, что речь идет не только про Россию, но и про весь мир в целом. По словам Васенева, такие изменения наблюдаются в Европе, США, Канаде и даже Северной Африке. И, как считает ученый, подобных ситуаций в ближайшем будущем будет только больше.
«Если говорить серьезно, нам необходим новый этап агроэкологических и агроклиматических исследований, которые бы позволяли прогнозировать подобные ситуации и заранее отрабатывать возможные технологии их предупреждения или хотя бы минимизации последствий», — заключил Васенев.