«Ребята готовы уволиться — они верят в чипирование». Как бизнес справился с вакцинацией?
На фоне роста заболеваемости COVID-19 в российских регионах ввели обязательную вакцинацию — требование коснулось бизнеса в сфере услуг, торговли, транспорта, культуры. В Москве к 15 июля предприниматели должны были привить хотя бы первым компонентом не менее 60% сотрудников. Мы обсудили с бизнесменами, с какими проблемами им пришлось столкнуться и на какие шаги пойти, чтобы вакцинировать своих сотрудников.
Какие условия были поставлены?
Как минимум в 22 регионах власти потребовали от предпринимателей выполнения 60% нормы в рамках обязательной вакцинации.
Срок получения первого компонента вакцины — 15–31 июля (в зависимости от региона). Для прохождения полного курса вакцинации в среднем дается два месяца, окончательный дедлайн установлен на август и сентябрь текущего года.
В обязательном порядке должны привиться сотрудники государственных и частных организаций, работающих в сфере торговли, фитнеса и красоты, общепита, бытовых услуг, общественного транспорта, ЖКХ, образования, здравоохранения, проведения массовых спортивных и культурных мероприятий.
Вакцинироваться можно любым из четырех разрешенных препаратов — «Спутником V», «ЭпиВакКороной», «КовиВаком» и «Спутником Лайт».
Отказаться от прививки могут лишь те сотрудники, которые имеют противопоказания к вакцине. Они вместе с переболевшими войдут в оставшиеся 40%.
За невыполнение планов организациям грозят миллионные штрафы и приостановка работы до 90 дней по решению суда.
Миссия невыполнима? Какие трудности настигли предпринимателей
По данным Минпромторга, продовольственные организации в Москве успели вакцинировать 25% работников, непродовольственные — 45%. По Московской области показатели не сильно отличаются: 28% и 42% соответственно. Как пишет «Коммерсантъ», средняя статистика по стране колеблется в районе 5% (продовольственных) и 27,5% (непродовольственных).
Для повышения процента привитых сотрудников Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Group, «Магнит», Auchan, «Ленту») «поощряет персонал, организует встречи и консультации с экспертами и врачами, проводит системную разъяснительную работу, взаимодействует с «отказниками», проводит вакцинацию в рамках ДМС» (к 9 июля в сети вакцинировали всего около 30% сотрудников). Как сообщили PostNews в АКОРТ, даже эти меры не исключили «объективные сложности»:
Время отпусков. В летний сезон сотрудники массово уезжают отдыхать, что препятствует выполнению «вакцинных планов» — так, например, сложнее собрать персонал и организовать лекцию с приглашенным врачом.
Дефицит вакцин. Острее всех недостаток препаратов, по данным «Коммерсанта», ощутили Краснодарский и Хабаровский края, Ростовская, Брянская, Тамбовская, Кемеровская области, Сахалин и Алтай. Пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснял дефицит «временными логистическими затруднениями».
Перегруженность пунктов. Очереди в пункты вакцинации выстраиваются еще до открытия. Особенно количество желающих увеличилось именно после требования об обязательной вакцинации. Записаться в оперативные сроки также не всегда удается, отмечают в АКОРТ.
Перерывы в снабжении вакцинами частных клиник, в которых вынуждены ставить прививку сотрудники некоторых торговых предприятий по программе ДМС — все из-за ускорения темпов вакцинации и горящих сроков.
Предпочтения по вакцине. Ряд сотрудников предпочитает определенную вакцину, поставка которой в регион может задерживаться. Например, москвичи массово записывались на вакцинацию «КовиВаком», который заканчивается за считанные дни, и приходится ожидать прибытия новых ампул.
Более того, до сих пор нет общей методики по учету вакцинированных сотрудников — его разработкой занимается Роспотребнадзор — что чревато усложнением процесса, размытостью требований к предпринимателям и закрытием магазинов.
Все эти факторы подводят к мысли о переносе сроков вакцинации и моратории на штрафы, считают в АКОРТ. «Коммерсантъ» пишет, что Минпромторг готов пойти навстречу региональному бизнесу, если тот не успеет привить необходимое число сотрудников по объективным причинам — тогда ведомство сдвинет сроки и откажется от санкций.
Как бизнес прошел первый этап обязательной вакцинации?
Основатель салонов красоты «Персона» Игорь Стоянов рассказал, что «осознанный бизнес» показывает высокие темпы вакцинации и к 1 августа индустрия будет полностью привита. Однако ситуация с «одиночками» и региональными салонами более плачевная — в среднем там привились 20-25%, местами еще меньше. По этой причине их ждут проверки, полагает Стоянов. Предприниматель признается, что таких результатов вакцинации ему удалось достичь «единством человеческого отношения и бизнес-требований».
Первое, что мы делаем, это собираем людей, чтобы объяснить где находятся центры вакцинации, какие есть вакцины, какие побочные эффекты. Потом мы получаем обратную связь от наших сотрудников: они делятся слухами о вакцинации. Происходит полноценная терапевтическая работа. Второе — личный пример, я привился «КовиВаком» при наличии собственных антител. Личная история всегда усиливает доверие. И третье — приходится показывать приказ, в котором прописаны четкие требования властей.
一 Игорь Стоянов, Президент и основатель сети имидж-лабораторий «Персона»Те, кто приходит со справкой о медотводе, попадают в оставшиеся 40%. Однако после 15 августа они должны будут отправиться на удаленку, либо написать заявление об увольнении: «Такой расклад будет, если нация вдруг не выздоровеет в августе», — отмечает бизнесмен.
Всех сотрудников удалось привить основателю ресторанов Zames Максиму Дорофееву. Он признается, что проблем с организацией у него не возникло.
У нас привито 100% сотрудников. Всего работает порядка 100 человек, что, конечно, облегчило темпы. Нам повезло с сознательными сотрудниками, которые сами отправились на вакцинацию, потому что они понимают возникшую ответственность и представляют, что происходит в стенах больниц. Мы провели только одно собрание, на котором обозначили необходимость, и после все под козырек пошли за прививкой. Для иностранцев мы оплатили доступную вакцину «Спутник Лайт», которую организовало правительство.
一 Максим Дорофеев, Основатель сети ресторанов ZamesТем временем вакцинация в Башкирии и Самарской области пока что носит рекомендательный характер, но рестораторы ожидают заявление властей в ближайшее время. Основатель сети «Ресторан честных цен» уверен, что Уфа и Самара не готовы осилить планку в 60%.
Мы собрались с ребятами и примерно треть проголосовала за вакцинацию — в основном взрослая публика. Молодые люди, которых большинство, выступают против. Ребята готовы оставить ресторанный бизнес в случае введения обязательной вакцинации. Они верят в чипирование или в то, что после прививки нельзя иметь детей. Говорят: мы молодые, и так переживем. Большинство ребят среди поваров и официантов — недоучившиеся, которые не любят читать и анализировать информацию.
一 Павел Емельянов, Владелец сети «Ресторан честных цен»Ресторатор считает, что если бы вакцинация имела всеобщий характер, а не выборочный, то было бы куда проще: «Когда власти говорят другим “прыгайте, пока прыгается”, это заставляет задуматься».