Ksenia Kudelkina/Unsplash
Ksenia Kudelkina/Unsplash

Как работают внутренние «офшоры» в России?

Преимущественно их организуют в дальних уголках страны — для развития регионов и возвращения российских бизнесменов из-за рубежа

Правительство планирует создать свободную налоговую зону на Курильских островах, заявил вице-премьер Юрий Трутнев — по его словам, это будет «практически офшор». На территории России их иначе называют особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и специальными административными районами (САР). Разбираемся, как работают такие экономические зоны и почему их все еще не получается популяризировать.

Что представляют из себя «офшоры» в России?

САР — особые территории с льготным налоговым режимом для инвесторов, созданные в 2018 году (на фоне кипрского кризиса и западных санкций против российских бизнесменов). В таких зонах власти предлагают гибкие правила налогового и валютного регулирования и позволяют компаниям не платить налоги с иностранных доходов. Внутренний налог на прибыль там составляет 5% (вместо общероссийских 20%).

Но есть важное условие: чтобы стать резидентом САР, необходимо быть иностранным юридическим лицом, открыть на острове офис, после чего в течение шести лет после регистрации инвестировать в бизнес не менее 50 млн рублей.

ОЭЗ — это пространство, на котором действует особый режим для предпринимателей и может использоваться свободная таможенная зона. Бизнес на особых экономических зонах должен вестись исключительно на этих территориях. Кроме сниженного налогообложения, преференции состоят в сниженных ценах на аренду, выкупе земли и помощи с инвестиционными проектами.

Если создание ОЭЗ было обусловлено развитием самих регионов, где вводятся более свободные правила ведения бизнеса, то САР стали ответом на ряд недоработок с ОЭЗ и следствием политики Запада.

Где находятся САР и ОЭЗ?

На данный момент в России действуют два САР: на острове Октябрьский в Калининградской области и на острове Русский в Приморском крае.

На сайте Минэкономразвития сообщается как минимум о 39 ОЭЗ, среди которых 20 промышленно-производственных, семь технико-внедренческих, десять туристско-рекреационных и две портовые. Самыми крупными особо экономическими зонами считаются Калининградская и Магаданская область.

А что будет на Курилах?

Трутнев предложил организовать на Курильских островах новую «офшорную зону» со свободным налоговым регулированием. Пока что инициатива прорабатывается в правительстве. По словам Трутнева, практику собираются ввести как минимум на ближайшие десять лет.

Это практически офшор. То есть налогов на Курилах почти не останется. Это первое, второе — не просто будут сняты ставки налогов, а у тех предприятий, людей, которые будут осуществлять инвестиционную, коммерческую деятельность на островах, не возникнет самого обязательства платежей налогов.

Юрий Трутнев, Полпред президента на Дальнем Востоке

Ранее премьер-министр Михаил Мишустин рассказывал о мерах по вовлечению инвесторов на острова — например, создание свободной таможенной зоны, освобождении инвестиций от налогов и льготного налогообложения.

Насколько себя оправдывают российские офшоры?

Экономисты оценивают их скептически и выделяют следующие минусы:

— ОЭЗ создают в «чистом поле», без какой-либо инфраструктуры. Из-за чего приходилось осваивать регион чуть ли не с нуля;

— Для контроля работы было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (вскоре ликвидированное), его администрация сменялась каждые полгода. Вдобавок подключились госструктуры, которые также занялись управлением каждой ОЭЗ;

— Бизнесменам разрешили ввозить импортные товары в ОЭЗ на беспошлинных и низкопошлинных условиях. Такая мера позволила выпускать импорт на внутренний российский рынок под маркой «сделано в ОЭЗ».

Непопулярность таких зон связывали не только с низким уровнем развития территорий, но и нестабильной экономической ситуацией места, а также не до конца проработанным законодательством. Для успешного развития особых экономических зон и специальных административных районов необходима доступность заемных средств, наличие рынков сбыта и платежеспособное население в этом районе.

В итоге, выбранный государством подход привел к массовому закрытию ОЭЗ — бизнес не захотел в них работать. Только в 2016 году «закрылись» восемь особых экономических зон, а недостроенные ОЭЗ передали субъектам. В том же году был введен мораторий на создание новых ОЭЗ, но уже в 2018 году его сняли и создали САР — как уверены экономисты, в надежде исправить недоработки с ОЭЗ.

После образования САР на островах Русский и Октябрьский власти надеялись поправить дела в дальних уголках страны и вернуть капитал российских бизнесменов, державших его за пределами РФ. Однако проблема состояла в том, что перемещение денег не означало перемещение построенных заводов, фабрик и наработанных технологий, действительно способных увеличить ВВП.

Более того, для возвращения капитала требовалась конвертация иностранной валюты в рубли, а это, в свою очередь, вызвало бы ревальвацию. В таких условиях произошел бы резкий скачок заработных плат, потеря конкурентоспособности российскими компаниями, что привело бы к общему дисбалансу бюджета.

Тем не менее, по данным Минэкономразвития, в ОЭЗ продолжают приходить новые резиденты и запускать свой бизнес. В одной Магаданской области сейчас работают 122 участника, в то время как в Калининградской области зарегистрировано 228 резидентов с общим объемом инвестиций (за три года) в размере 123,6 млрд рублей.