В прокат вышла «Дюна» Дени Вильнева. Собрали пять позитивных и пять негативных отзывов
16 сентября в российский прокат вышла экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Картина, снятая франко-канадским режиссером Дени Вильневым, уже установила рекорд по предпродажам билетов и заработала в России 56 млн рублей. Несмотря на это, мнения критиков разделились: одни хвалят «Дюну» за декорации и спецэффекты, другие разочарованы незавершенностью картины. Собрали 10 рецензий — пять позитивных и пять негативных.
❌ Егор Беликов
«От подобного кино ожидаешь погружения в иные миры: «Дюна» изо всех сил старается его обеспечить, но от усердных стараний никому не легче. Если кино не работает само по себе — то есть не начинается достаточно таинственно для того, чтобы его хотелось досмотреть, и не заканчивается так, чтобы не терпелось узнать, чем все продолжится, — то все остальное уже неважно».
✅ Дарья Серебряная
«От современных диснеевских “Звездных войн” “Дюна” отличается так же сильно, как Marvel от DC. Вместо многофигурной композиции — центральная линия Пола Атрейдеса и его фатума, вместо суетливого перегруза событиями — размеренный ритм повествования, вместо опереточной истерики, которой, кстати, грешила версия Линча, — вкрадчивый рассказ. Можно сказать, что Дени Вильнев снял космический слоубёрнер».
❌ Дэвид Руни
«Многое из того, что мы видим, кажется лишь прологом к более захватывающей будущей истории. Это скучная «домашняя работа», после которой уже начнется по-настоящему увлекательное кино».
✅ Джошуа Ротколф
«Это запредельно величественная картина. Думаете, она вас сразит? Все будет в десять раз мощнее. Должно быть, так себя чувствовали те, кто в 1968 году впервые увидели “2001 год: Космическая одиссея”».
❌ Ефим Гугнин
«“Дюна” не слишком хорошо работает как кино, но ее странно за это корить — ведь проблема не в отдельных решениях, а в фундаментальном концепте. Фильм сценарно выстроен так, будто это не эпический двухсотмиллионный блокбастер, а пилот сериала».
✅ Сусанна Альперина
«Фильм способен впечатлить даже самого искушенного зрителя. Большинство сцен после просмотра проигрываются в памяти по многу раз. И попытка понять, как это сделано, отступает перед тем, что хочется испытать ощущение масштабов и величия еще и еще».
❌ Оуэн Глейберман
«“Дюна” получает пять баллов за проработку мира, но лишь два с половиной — за повествование. Когда в фильме заканчиваются эффекты, он становится странным и аморфным. Будет ли вторая часть для логического завершения романа? Будет, если первая часть станет достаточно успешной. Но она, к сожалению, не станет».
✅ Наталья Серебрякова
«Безусловно, “Дюна” должна понравиться не только фанатам романа, но и тем, кто не знаком с книгой. Потому что сюда вложены не только деньги, но и душа. А если кому-то малым покажется то, что этот фильм про главную в мире любовь — любовь родительскую, то, пожалуйста, — есть эпичные баталии и гигантские черви».
❌ Алекс Флуд
«После двух с половиной часов просмотра ощущение незавершенности фильма "Дюна", мягко говоря, раздражает. Среднестатистический зритель может просто не понять концепцию и что ему придется вернуться в кинотеатр через какое-то время еще раз».
✅ Тамара Ходова
«"Дюна" — это чистейшее развлечение, завораживающе красивое и оглушающее, и откровений от него ожидать не стоит. По ритму она напоминает "Властелина колец", и так же, как 21 год назад в "Братстве кольца", мы оставили героев на самом трагическом моменте, так и теперь героиня Зендаи фремен Чани обещает, что это только лишь начало».
Что нужно знать о «Дюне»
В 1960-х годах писатель-фантаст Фрэнк Герберт опубликовал роман «Дюна» в журнале Analog Science Fiction and Fact. Впоследствии эта история стала культовой франшизой и выросла в еще пять романов. Критики и поклонники назвали произведение одним из самых значимых в мировой фантастике. В нем органично сплелись разные философские школы, культурные и контркультурные течения, ставшие популярными в 60-е годы. Влияние «Дюны» прослеживается в «Звездных войнах», «Звездном пути», «Хрониках Риддика» и в аниме Хаяо Миядзаке.
Свою первую экранизацию книга получила в 70-х: тогда фильм пытался снять французский режиссер Алехандро Ходоровски, но выделенный бюджет команда растратила еще во время подготовки. В 1984-м году фильм удалось снять Дэвиду Линчу, но зрители и критики приняли картину достаточно холодно. Уже в 2000-х вышел сериал «Дюна», но и он не обрел широкой известности и стал значимым событием только для отдельных фанатов романа. Получилось ли у Дени Вильнева наконец создать успешную экранизацию — узнаем уже совсем скоро.