Телеграм-канал Михаила Дегтярева
Телеграм-канал Михаила Дегтярева

Ан-26 потерпел крушение четвертый раз за год. С этим самолетом что-то не так?

Эксперты считают, что Ан-26 устарел. Но признают — сейчас альтернатив у него просто нет

22 сентября самолет Ан-26 пропал с радаров в Хабаровском крае. Судно проводило технический полет в 40 километрах от Хабаровска, на борту находился экипаж из шести человек. Все они погибли. За последний год это уже четвертое происшествие с Ан-26. Разбираемся, есть ли у самолета технические проблемы и можно ли найти ему альтернативу.

Четвертый случай с сентября 2020-го

В 2016-2021 годах в мире произошло 11 катастроф с участием Ан-26, в которых погибли 133 человека. Крушение под Хабаровском стало четвертым с сентября 2020 года.

6 июля 2021 года самолет Ан-26 следовал из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана, но упал за четыре километра до места назначения. Из находившихся на борту 22 пассажиров и шести членов экипажа никто не выжил. Основной причиной катастрофы считается ошибка экипажа.

13 марта 2021 года Ан-26 потерпел крушение в районе аэропорта Алма-Аты. Всего на борту находились шесть человек, четверо из них погибли. Авария произошла при заходе самолета на посадку. Причинами крушения могли стать погодные условия, человеческий фактор или техническая неисправность.

25 сентября 2020 года Ан-26Ш (принадлежит воздушным силам Украины) потерпел крушение под Харьковом. Самолет выполнял учебный полет с харьковскими курсантами. Погибли 26 из находившихся на борту 27 человек. Причинами катастрофы назвали отказ системы управления двигателя, недостаточную подготовку экипажа и системные нарушения правил выполнения полетов.

Летчики считают Ан-26 надежным аппаратом. Но признают, что он уже устарел

Пропавший под Хабаровском Ан-26 находился в эксплуатации с 1979 года и выработал свой ресурс еще в 2019 году. Другой Ан-26, потерпевший крушение на Камчатке, был выпущен в 1982 году, и его сертификат летной годности истекал в августе. И это общий тренд: Ан-26 выпускались с 1969 по 1986 года, и у многих срок службы уже подходит к концу.

Заслуженный летчик РФ Владимир Попов отмечает, что хотя Ан-26 и «работают несколько десятилетий», во многом их состояние зависит от правильной эксплуатации и обслуживания. Сам Попов считает Ан-26 удобным и достаточно надежным самолетом.

Владимир Попов

В авиации понятия "старая машина" нет. Есть понятие "хорошо эксплуатируемая техника", на которой правильно выполнялись все работы, и есть та, которая технически неправильно обслуживается

一 Владимир Попов

По мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, возраст Ан-26 — показатель надежности аппарата. «Самолет крайне надежен, и именно вот это его долголетие этим и обусловлено, что самолет, несмотря на свой уже почтенный возраст, продолжает исправно возить пассажиров».

Тем не менее, по мнению кандидата технических наук Вадима Лукашевича, нужно признать, что Ан-26 устарели: «Это военно-транспортный самолет, предназначенный для грузовых перевозок. Потом он был дооборудован для перевозки пассажиров. Самолеты Ан-24, и, особенно Ан-26, находятся на грани списания по возрасту, и нам срочно нужны адекватные альтернативы на замену».

Лукашевич рассказал, что летал на Ан-26 дважды. По его словам, в полете он «сидел и отсчитывал минуты», понимая, что если что-нибудь случится, у него нет «никаких шансов».

Гендиректор компании «Альянс авиационных технологий ”Авинтел”» Виктор Прядка согласен, что самолет «морально и физически устарел». Он объяснил, что запчасти Ан-26 поставлялись с Украины, и сейчас их не хватает. Единственный выход, по мнению эксперта, — вывести Ан-26 из эксплуатации.

Региональные перевозчики вынуждены использовать самолет из-за недостатка бюджета

Несмотря на участившиеся несчастные случаи, Ан-26 продолжают использовать во многих городах. У региональных перевозчиков нет выбора: они не могут позволить себе закупать новую технику. Иногда средств не хватает даже на то, чтобы привести старые самолеты в образцовое состояние, отмечает директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Технологические и экономические возможности региональных авиакомпаний ограничены, согласен председатель директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС Владимир Богатырев.

Владимир Богатырев

Как они обслуживают свой парк, придерживаются ли регламентов эксплуатации, что у них с запчастями? Обычно у них скудная ремонтная база. Там могут одну и ту же деталь переставлять с одного самолета на другой — тот, который должен лететь

一 Владимир Богатырев

Еще одна статья расходов, на которой могут экономить региональные перевозчики, — подготовка персонала, отмечает Рыбак. После инцидента, произошедшего в июле на Камчатке, в СМИ появились сообщения о нарушениях авиакомпании в подготовке пилотов. В частности, перевозчик не организовал сдачу экзамена по выполнению полетов в аварийных ситуациях среди более чем 40 членов экипажа. Тем не менее все они получили разрешение на полеты.

Сейчас альтернатив Ан-26 нет

Ан-26 используют в отдаленных районах, где аэродромная инфраструктура требует модернизации. Например, на Камчатке вместо искусственных взлетно-посадочных полос проложено грунтовое покрытие. Ан-26 — единственный самолет который может садиться на такую размокшую полосу, перевозя достаточное количество пассажиров и грузов, рассказал главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. По его мнению, найти самолету полную замену не получится даже в перспективе: «Сегодня у этого самолета на российском и зарубежном рынке нет альтернативы».

Борисов добавил, что закупать новую технику необходимо, но делать это нужно поэтапно. Эксперт отметил, что на данный момент возможности современных судов попросту не соответствуют наземной инфраструктуре: «Современное навигационное оборудование на борту не даст никакого эффекта, если на земле не будет современных средств аэронавигации».

В России разрабатывают самолет Ил-112В, который должен был заменить Ан-26 уже в 2022 году. На этапе проектировки у него находили проблемы, из-за которых серийное производство откладывалось. В августе этого года образец Ил-112В рухнул во время испытательного полета. На борту находились три члена экипажа — все они погибли. Теперь комиссия проводит расследование происшествия. Если факт технической ошибки подтвердится, Ил-112В вряд ли заменит Ан-26 в ближайшее время.

━━━━━

Никита Прунков