Официальный сайт президента Белоруссии
Официальный сайт президента Белоруссии

Союзное государство 2.0: о чем договорились и не договорились Россия и Белоруссия

Москва и Минск намерены ускорить экономическую интеграцию, только без политики

4 ноября президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали программы интеграции, которые должны определить будущее Союзного государства. Переговоры по ним были чрезвычайно сложными и велись еще с 2019 года — за это время «дорожные карты» превратились в «союзные программы», а их число сократилось с 30 до 28. Мы сравнили содержание программ и договора 1999 года, чтобы разобраться, как теперь будет выглядеть Союзное государство. И чего в нем точно не будет.

Что будет в Союзном государстве

Интегрированная экономическая политика. У Союзного государства появятся «синхронизированное стратегическое управление», сопоставимый уровень инфляции, единая статистика, общее регулирование финансовых рынков и интегрированная платежная система.

Открывать счета в банках и делать валютные переводы между странами станет проще, равно как и добиваться банкротства. Для бизнеса обещают совместную поддержку и создание схожих финансовых условий. В планах также разработка общих требований к информационной безопасности, борьбе с отмыванием денег и предотвращению недобросовестных финансовых практик.

Объединенная налоговая система и таможня. Союзное государство будет иметь общие косвенные налоги и систему их администрирования. Для этого Россия и Белоруссия создадут совместный орган — Комитет по налоговым вопросам.

Сотрудничество между таможенниками станет более глубоким, в их распоряжении будут единые информационные системы по движению и маркировке товаров, а также фитосанитарному контролю продукции.

Единая энергетическая система. Союзные программы подразумевают объединение рынков нефти, газа и электроэнергии. Основные правила их функционирования и регулирования определят отдельными договорами. Соглашение по единому рынку газа планируют подписать до 1 декабря 2023 года. Для остальных даты остаются открытыми.

Кроме того, в конце 2023 года Москва и Минск намерены унифицировать правила эксплуатации АЭС и обращения с ядерным топливом и отходами.

Единое торговое пространство. В Союзном государстве будут общие принципы ведения и регулирования торговли, а также поддержания конкуренции. В рамках последнего Россия и Белоруссия создадут отдельный антимонопольный орган. К 31 декабря 2022 года они также заключат договор об общих правилах по защите прав потребителей.

Единая аграрная и промышленная политика. В этих сферах станет больше совместных предприятий и меньше барьеров — это должно привести к увеличению двусторонней торговли. Союзные программы также подразумевают, что Россия и Белоруссия перейдут к единой политике поддержки промышленного производства.

И многое другое. Например, унификация тарифов и правил передвижения транспорта, отмена роуминга, объединение почтовой системы, унифицированное регулирование бухучета, единое туристическое законодательство, совместная социально-трудовая политика и т.д. Вместе с 28 программами у Союзного государства также появилась Концепция миграционной политики, которая должна обеспечить трудовую мобильность его жителей.

Чего не будет в Союзном государстве

Единая валюта. Несмотря на частичную унификацию денежно-кредитной, в союзных программах нет ни слова о переходе на использование единой валюты — хотя это прописано в договоре о Союзном государстве 1999 года. По словам госсекретаря объединения Дмитрия Мезенцева, сейчас стороны не ведут разговор об этом.

В сентябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск и Москва пока не готовы переходить на общие деньги из-за проблем с созданием эмиссионного центра. При этом он не исключил, что в будущем стороны могут вернуться к этому.

Общее гражданство. В 14 статье договора 1999 года прописано, что граждане России и Белоруссии одновременно становятся гражданами Союзного государства. Однако формально этот статус ничего не значит — общих паспортов у россиян и белорусов нет, гражданство Союзного государства нельзя приобрести или утратить, а также оно не несет дополнительных прав и обязанностей.

Судя по всему, вопрос об единообразных документах на переговорах по союзным программам даже не поднимался. В последний раз высшие должностные лица говорили о нем еще в 2018 году — тогда госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота в интервью «Известиям» назвал этот вопрос невостребованным.

Наднациональные органы власти. Союзные программы также обходят стороной вопросы формирования парламента, суда и Счетной палаты Союзного государства, о которых было заявлено еще 22 года назад.

По задумке, членов Счетной палаты и суда должен назначить парламент Союзного государства. Сейчас его функции выполняет парламентское собрание России и Белоруссии, куда входят действующие депутаты обеих стран. Собрать же полноценный парламент невозможно без проведения всеобщих выборов — а для этого нужно ввести гражданство Союзного государства.

Еще на стадии переговоров по союзным программам СМИ писали, что Россия и Белоруссия рассматривали идею создания 12 наднациональных органов власти. Однако позже от нее отказались, сфокусировавшись на экономическом направлении.

Общая символика. Еще один элемент договора 1999 года, который Россия и Белоруссия обделили вниманием. Речь идет о создании флага, герба, гимна и других символов, которые сделали бы Союзное государство чуть больше похожим на настоящее государство.

Впрочем, в отличие от наднациональных органов, работа на этом направлении уже ведется. Об этом говорил Мезенцев в интервью телеканалу «Россия 1»: «Мы видим объединяющий символ, который необходим. Может быть, если мы помечтаем, какое-то время пройдет и многие совместные документы будет сопровождать если не герб, то союзный символ».

━━━━━

Виталий Рюмшин