Секреты «черной пятницы»: как не попасться на фейковую скидку и сэкономить
Ноябрь — главный месяц для любителей распродаж, ведь на него выпадают Всемирный день шоппинга и «черная пятница». Люди скупают вещи, технику и безделушки, завороженные «выгодными предложениями» и «90%-ми скидками». При этом около трети россиян признают, что обошлись бы без половины покупок, сделанных в эти дни. Рассказываем, как устроить грамотный шоппинг и не потратить лишние деньги.
Как появились такие распродажи?
Есть два главных события для шопоголиков. Первое — «черная пятница», которую начали отмечать в Америке еще 56 лет назад, в четвертый четверг ноября. Поначалу название отсылало к сильным пробкам на дорогах после Дня благодарения, но потом трактовка обогатилась идиомой «in the black», что означает «положительный баланс» (в противоположность «in the red» — «отрицательный баланс»). Подразумевалось, что продавцы оказывались в плюсе именно в день распродаж. По другой версии, американцы вели бухгалтерию черной и красной ручками, где первая отвечала за прибыльные страницы, а вторая — за убыточные.
В наше время «черная пятница» «разрослась» и теперь длится целую неделю, на которую в том числе приходится «киберпонедельник». Однако чаще всего магазины сами решают, сколько дней выделить на распродажу. В России «черную пятницу» впервые провели восемь лет назад.
Второе событие — Всемирный день шоппинга, который традиционно проходит 11 ноября. Все началось в 2009 году, когда Alibaba Group совместно с 27 крупными китайскими платформами впервые запустили масштабные распродажи в интернете в День холостяка. С тех пор одноразовая акция превратилась в ежегодную традицию во многих странах и удвоила праздничный уикенд шопоголиков.
Почему мы ждем скидок?
Как выяснил нобелевский лауреат Ричард Талер, люди склонны тратить деньги на вещи из-за самого факта сниженной цены. То есть потребитель с большей вероятностью отправится за товаром со скидкой, чем пойдет в другой магазин, где товар стоит столько же, но без нее.
Более того, тотальные распродажи подталкивают совершать ненужные покупки из-за страха упущенной выгоды. Человек думает, что если не купит вещь со скидкой именно в день распродажи (даже если она не сильно нужна), то потом такого предложения может и не быть. А значит — надо брать.
Также во время распродаж может появиться так называемое «ощущение срочности», которое подталкивает потребителя совершить покупку как можно скорее — иначе товар раскупят.
В «черную пятницу» реально купить товар дешевле?
Да. Но можно наткнуться и на искусственные скидки, когда продавцы заранее завышают цены, а к «черной пятнице» снижают их до прежнего уровня. Вот как проверить, не обманывает ли вас магазин:
— Посмотрите кэш. Удостовериться в том, что скидку применили к честной цене, можно через сохраненную копию в поисковике — как в «Яндексе», так и в Google. Для этого достаточно скопировать ссылку на товар, вставить ее в поисковую строку (не путать с адресной), нажать на три точки справа от ссылки на вашу страницу и выбрать «Сохраненную копию». Там вы сможете увидеть цену на товар, зафиксированную поисковиком несколькими днями ранее.
— Сравните цену с другими магазинами. Вбейте полное наименование товара на «Яндекс.Маркете» или Google Merchant, которые отслеживают цены. Сравнив среднюю цену на товар, вы сразу поймете, настоящая это скидка или искусственная.
Сравнить цены также можно через маркетплейс Ozon, который не позволяет завышать стоимость товаров перед днем распродаж. Накануне распродажи платформа дает возможность сделать скидку от усредненной цены за прошедший месяц.
На AliExpress нарушителей и вовсе удаляют с платформы. Продавец, повысивший цену накануне Всемирного дня шоппинга, больше не сможет зарегистрироваться на платформе, даже если сменит юрлицо. AliExpress отследит продавца по фабрике, на которой произведен товар.
— Воспользуйтесь специальным расширением. Проверить известные маркетплейсы можно с помощью программы, которая покажет ценовую динамику за последний год. Если вы любите закупаться на AliExpress, вам подойдет расширение для браузера AliTools. Для других популярных площадок — Amazon и eBay — подойдет расширение The Camelizer, с помощью которого также удастся изучить историю цен на конкретный товар.
Что делать, если стал жертвой искусственных скидок?
— Вернуть или обменять невскрытый товар, предъявив чек о покупке и паспорт (за исключением позиций, которые возврату не подлежат). На фоне пандемии многие торговые сети увеличили сроки возврата, поэтому стоит заранее проверить их на сайте.
— Если продавец установил искусственную скидку, нарушил сроки акции или сменил тип расчета при оформлении заказа, можно обратиться в ФАС, Роспотребнадзор или Региональный общественный центр интернет-технологий. К заявлению нужно будет прикрепить все имеющиеся доказательства.
— Если цена со скидкой превысит изначальную цену товара, то такой ход расценивается уже как мошенничество в особо крупных размерах по предварительному сговору (до пяти лет лишения свободы). По такому поводу можно смело идти в полицию.
Как еще можно подготовиться к распродажам?
1. Составить список необходимых покупок. Такая банальность и вправду может уберечь ваши средства.
2. Прийти заранее в магазин, чтобы примерить нужные вам вещи и не тратить на это время в день скидок. Заодно будет время подумать, насколько вам нужен этот товар.
3. Проверить актуальные купоны, которые позволят получить дополнительную скидку в магазине, а также следить за началом распродажи через приложения. В этом помогут такие инструменты, как retailmenot.com, Tiendeo, SkidkaOnline и SuperSale.
4. Добавьте в избранное приглянувшиеся вам товары вместо того, чтобы впопыхах искать их в день распродажи. Как только цена на них снизится, вы будете в курсе и сможете совершить долгожданную покупку. Если же размер скидки не устроит, то просто удалите товар.