Африку «закрывают» на карантин из-за «Омикрона». Это эффективная мера или дискриминация?
После появления штамма «Омикрон» многие страны сразу же начали ограничивать сообщение с Африкой. Однако эти меры неожиданно вызвали волну гнева со стороны местных правительств, международных организаций и врачей. Ограничения называют «дискриминационными» и «ненаучными», хотя еще недавно они были неотъемлемой частью борьбы в с пандемией. Разбираемся, почему запреты на путешествия подвергают критике и получится ли сдержать «Омикрон» без них.
Что не устраивает африканцев?
Штамм «Омикрон» обнаружили 26 ноября, и в тот же день многие страны начали вводить ограничения на авиасообщение со странами Южной Африки. Первыми это сделали Великобритания и Израиль, за ними последовали США, Евросоюз, Россия и другие. Причем в начале списка всегда стояла ЮАР, где зафиксировали наибольшее число случаев заражения. Претории такой расклад не понравился, и власти страны обвинили других в дискриминации «за хорошую работу».
• 27 ноября МИД ЮАР выпустил заявление, раскритиковав ограничения на поездки. «Недавняя череда запретов сродни наказанию ЮАР за успехи в геномном секвенировании и возможность быстрее обнаруживать новые штаммы. Передовая наука нуждается в похвале, а не наказании», — указано в нем.
• Президент страны Сирил Рамафоса также назвал ограничения «дискриминационными» и «неоправданными с точки зрения науки». Он призвал другие страны срочно отменить их, указывая на возможный вред экономике.
• К жалобам ЮАР присоединились и другие страны, попавшие в черный список. «Это неприятно, потому что вариант обнаружили как раз в то время, когда наша экономика начала восстанавливаться, в стране регистрировали очень мало новых случаев COVID-19, а 80% работников туристического сектора получили прививки», — заявила министр туризма Ботсваны Филда Керенг.
• Представитель Африканского союза сказал «Би-би-си», что «запреты основаны на политике, а не на науке». Появление «Омикрона» он назвал «неотвратимым», обвинив богатые страны в присвоении вакцин и провале глобальной кампании по прививанию населения планеты.
• ВОЗ также поддержала ЮАР. «Запреты на путешествия могут сыграть незначительную роль в замедлении COVID-19, но они лягут тяжелым бременем на жизни людей», — заявила региональный директор организации в Африке Матшидисо Моэти.
Насколько эффективны ограничения на перемещение?
С начала пандемии ученые провели много исследований, в которых рассматривали эффект от ограничений на перемещение на ранних этапах распространения COVID-19. Все согласны с тем, что блокировка межгосударственных каналов сообщения стала основной причиной экономического кризиса во время пандемии. А вот насчет их эффективности в предотвращении распространения вируса у специалистов нет единой точки зрения.
• В феврале группа ученых из Гонконга, США и Канады опубликовала в журнале The BMJ статью, где проанализировала результаты 29 исследований по запретам на межгосударственное и внутригосударственное передвижение людей на начальных этапах эпидемии. Они выяснили, что предпринятые в Ухане меры сократили распространение вируса на 70-80%. Ключевую роль сыграло их своевременное введение.
• К несколько другим выводам пришла американо-китайская команда из Ренсселерского политехнического института и университета Цзяотун в Пекине. По их подсчетам, введенные до 1 июня 2020 года ограничения на въезд и выезд предотвратили свыше 13 млн случаев COVID-19. Вместе с тем 63,2% подобных запретов были неэффективными из-за нескоординированного подхода государств и неправильного выбора времени. Такие ограничения не предотвратили распространение коронавируса и только навредили мировой экономике.
• Исследование, проведенное в апреле 2020 года учеными из США, Китая и Италии, выявило, что ограничения на перемещение имели незначительный эффект на дальнейшее распространение пандемии. По их мнению, введенный в Ухане карантин затормозил проникновение COVID-19 в другие регионы Китая лишь на 3-5 дней. Даже при сценарии, где власти страны закрывают 90% межрегиональных каналов сообщения, эпидемия отсрочилась бы всего лишь на две недели.
А есть ли альтернатива?
Опыт предыдущих волн COVID-19 показывает: если «Омикрон» действительно окажется заразнее других штаммов, то никакие (даже эффективные) запреты не помешают ему распространиться по планете.
Однако ограничения на передвижение могут выиграть время для подготовки к его приходу — главное, чтобы их ввели оперативно и слаженно. Специалисты советуют правительствам заранее организовывать новые койко-места, ускорять вакцинацию наиболее уязвимых групп, прививать тех, кто еще не получил препарата, а также активнее проводить ревакцинацию.
Замедление распространения «Омикрона» также даст ученым необходимое окно времени для того, чтобы адаптировать вакцины к новому штамму. Фармацевты говорят, что для модификации препаратов под этот штамм может потребоваться от 30 до 100 дней. А до этого необходимо использовать любую возможность, чтобы избежать ненужных смертей.
━━━━━
Виталий Рюмшин