«Красные линии» и «вопросы с бородой»: чего ждать от переговоров Путина и Байдена
7 декабря Владимир Путин и Джо Байден проведут вторые за год переговоры. В этот раз встреча состоится онлайн и пройдет в очень напряженной обстановке. Ей предшествовала волна слухов о готовящейся войне на Украине, дипломатические перепалки между Россией и США и значительное повышение ставок с обеих сторон. Рассказываем, что будут обсуждать Путин и Байден и чего следует ожидать от их переговоров.
Главными темами будут Украина и гарантии безопасности
Переговоры Путина и Байдена состоятся 7 декабря и пройдут по видеосвязи. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, созвон начнется вечером, но точное время президенты определят сами.
• Официальный представитель Белого дома Джен Псаки сообщила, что Байден намерен «выразить озабоченность военной активностью России на украинской границе». В повестке переговоров также будут стратегическая стабильность, киберсфера, региональные вопросы и прогресс по женевским договоренностям.
• Помощник Путина по внешней политике Юрий Ушаков конкретизировал, что помимо Украины президенты будут обсуждать Ближний Восток. Кроме того, российский лидер планирует поднять «вопрос с бородой» — гарантии неразмещения боевых систем в сопредельных с Россией государствах.
• По данным газеты The Washington Post, подготовкой переговоров занимался глава ЦРУ Уильям Бёрнс — он посетил Москву в начале ноября. В Вашингтоне также рассматривают возможность персональной встречи Путина и Байдена в первой половине 2022 года.
Беседа состоится на фоне очень нервозной обстановки
Путин и Байден проведут переговоры на фоне очередной эскалации напряженности вокруг Украины. Причем в этот раз обе стороны значительно повысили ставки.
• Западные СМИ продолжают писать о готовящемся «вторжении» России на Украину со ссылкой на американскую разведку. 5 декабря очередную «схему наступления» опубликовала немецкая газета Bild. Первоначально эти данные вызвали скепсис в Киеве, а также у союзников США в ЕС и НАТО. Газета Financial Times писала, что Вашингтону пришлось «переубеждать» их с помощью дополнительных разведданных.
• На фоне напряженности Москва активно заговорила о юридических гарантиях безопасности и нерасширения НАТО на Восток. Российские власти называют вступление Украины в альянс «красной линией». При этом Кремль оценивает вероятность войны как «высокую».
• 2 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Тони Блинкен устроили перепалку из-за Украины на переговорах в Стокгольме. После встречи Лавров предупредил, что в ответ на развертывание сил НАТО Россия применит «меры для выправления военно-стратегического баланса».
• При этом генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что у России не будет права вето на принятие в альянс новых членов. «НАТО — оборонительный союз. Ни в коем случае Россия не должна бояться [вступления Украины]», — добавил он.
• Байден заявил, что не принимает ничьи красные линии. Он также анонсировал «самый значимый и всеобъемлющий набор инициатив», который призван связать России руки на украинском направлении. Однако президент США не стал вдаваться в детали.
Чего следует ждать от встречи?
Разговор Путина и Байдена обещает быть действительно сложным и важным. Однако дело здесь не только и не столько в Украине. Грядущие переговоры покажут, смогут ли Москва и Вашингтон развить начатый летом женевский процесс, договориться о взаимоприемлемых правилах поведения и наконец перейти к долгосрочной разрядке.
Учитывая жесткую и непримиримую риторику с обеих сторон, достичь компромисса будет чрезвычайно сложно. Но шансы на положительный исход есть. Об этом говорит опыт июньского саммита в Женеве — ему предшествовало аналогичное обострение, но в итоге Путин и Байден все же сумели достичь договоренностей.
The Washington Post со ссылкой на источники в Белом доме также писала, что Байден не намерен провоцировать Россию. Его администрация стремится найти «золотую середину» в подходе к Украине — туда могут войти очередные санкции и оказание Киеву военной помощи в виде оружия и советников. Но о принятии его в НАТО речи пока что не идет.
Если же переговоры провалятся, то за ними может последовать новая волна конфронтации и анонсированное Россией «выправление» военно-стратегического баланса.
Для этого у Москвы есть рычаг давления в виде замороженного конфликта в Донбассе. Еще один вариант — разместить ядерное оружие за границей. Намеки на это уже звучали из уст президента Белоруссии Александра Лукашенко, заявившего о готовности принять российские боеголовки.
В любом случае прямое вторжение на Украину остается весьма маловероятным. Такой шаг нецелесообразен ни с экономической, ни с политической точки зрения — особенно когда у России есть более действенные альтернативы.
━━━━━
Виталий Рюмшин