Крестоцеловальная запись: как появился первый в российской истории прототип Конституции
Современную версию Конституции приняли 12 декабря 1993 года. Всеобъемлющий документ, который подтверждал бы легитимную связь правителя с народом не существовал, как считается, до 1606-го, когда новый избранный царь создал первое подобие нынешней Конституции. Разбираемся в деталях древнего прототипа.
Когда и как появился первый прототип Конституции
У Конституции есть несколько функций. Главная — быть основным законом, положениями в последней инстанции, с которыми можно свериться в случае самого серьезного спора. Еще одна роль — ограничение власти главы государства.
Первый документ на Руси, который пытался выполнить эти задачи, — Крестоцеловальная запись, данная при восшествии на престол царя Василия Шуйского в 1606 году. То было время Смуты — народ еще не отошел от трехлетнего неурожая и вторжения с Запада. Кроме того, только недавно выстрелили пеплом Лжедмитрия I в сторону Польши, так что государству требовался новый царь.
Василия Шуйского, по свидетельствам современников, «выкрикнули» на Земском соборе, где были представлены в основном московские купцы и ремесленники. Многие из высшего сословия остались недовольны выбором и отмечали сомнительную законность избрания нового государя.
Были замечены в событиях и выходцы из Западной Европы. В выборах царя они не участвовали, но вполне могли транслировать информацию об уже произошедших буржуазных революциях в Англии и Нидерландах, по результатам которых политические права торговцев, ремесленников и прочего городского сословия были хоть как-то закреплены, а возможности центральной власти ограничены.
Кризис, династическая неразбериха, самозванцы, многочисленные группы влияния, веяния с Запада — в таких условиях при дворе Шуйского возникла идея привлечь несколько общественных слоев для создания компромиссной политической программы. Ею стала Крестоцеловальная запись. Восходя на престол, Василий Шуйский принял присягу перед страной. До этого момента подобного на памяти русской истории не происходило.
Что входило в Крестоцеловальную запись
Хоть обычные обещания порицались в Библии, сама по себе клятва, данная на кресте, считалась богоугодной, если была честной. Так, по мнению одних, принесение клятвы было грехом, в то время как другая часть населения смиренно приняла произошедшее, ведь целование креста доказывало серьезность намерений нового царя. Крестоцеловальная запись стала первой попыткой письменного ограничения монархической власти в России.
По структуре документ состоял из двух частей: в первой Василий Шуйский обосновывал права на царский трон, а во второй приводились его обещания. Благодаря происхождению Шуйский не только вернул престол Рюриковичам, но еще и успокоил опасения знати, заверив, что больше никакого произвола со стороны государства не будет. Пока жила память об опричнине, основная часть документа служила обязательством царя не репрессировать без суда и не подвергать ответственности родственников виновного. Особого внимания заслуживает пункт, согласно которому царский суд должен проводиться с боярами. Таким образом, Крестоцеловальная запись служила манифестом, в котором выражались интересы царя и его окружения.
Вдобавок в документе зафиксировано и обоснование самой государственности. Религиозно: «Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь...», демократически: «за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного християнства» и легендарно-династически «дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои».
Значение первой подобной записи состояло не только в ограничении произвола самодержавия и даже не столько в том, что впервые был провозглашен принцип наказания только по суду, а в том, что она стала первым договором царя с подданными. Но развития инициатива не получила. Следующий царь, Романов, хоть и был выбран на соборе, ни над каким письменным обязательством крест не целовал. В дальнейшем документы конституционного содержания появились в России только в первой половине XVIII века. Их требовали ввести в Российской империи и декабристы, организации которых возникли еще в 1810-х годах. Первой конституцией России в знакомом нам формате стали законы, принятые под руководством Михаила Сперанского и усовершенствованные в 1906 году.