Герой-патриот или диктатор-милитарист: кем на самом деле был адмирал Александр Колчак?
16 ноября 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения адмирала Александра Колчака. Он прошел непростой путь от обычного моряка до лидера всего Белого движения. Как начиналась его карьера, почему он выступил против большевиков и в чем тайна легендарного колчаковского золота? Разбираемся в нашем материале.
Почему Колчак не оставил мемуаров?
Обычно все личности исторического масштаба оставляют после себя воспоминания, которые потом помогают историкам восстановить картину эпохи и собрать полноценную биографию главного героя. Однако Александр Колчак этого сделать не успел. Его закрутил бурный водоворот судьбоносных событий начала XX века: сначала Первая мировая, а потом и Гражданская война, ставшая роковой в судьбе адмирала.
Однако, как ни странно, об увековечении его жизненного пути позаботились сами большевики. Перед тем как расстрелять белого главнокомандующего они долгое время опрашивали Колчака о его жизни, службе и политических взглядах. Благодаря этому на свет появились материалы допроса, в которых адмирал подробно рассказывает о своей непростой судьбе.
Как Колчак решил стать морским офицером?
Кажется, уже с момента рождения 16 ноября 1874 года судьба предрешила морское будущее маленького Александра. Дело в том, что в роду его отца почти каждый мужчина был связан с армией. Отец Колчака служил в морской артиллерии Черноморского флота и участвовал в исторических сражениях Крымской войны 1853-1856 годов. При обороне Севастополя он получил ранение и дальше вплоть до отставки работал в морском министерстве. Мать Колчака тоже была из дворянского рода, однако, как он сам признавался, у них не было никакого состояния — семья жила только на заработки отца.
Юный Колчак получил домашнее образование в кругу семьи, а после этого поступил в Петербургскую классическую гимназию, где учеба у него откровенно не задалась. Биографы пишут, что будущий верховный правитель настолько плохо учился, что при переводе в третий класс его чуть было не оставили на второй год. Он получил двойки по русскому и французскому, тройки по латыни, математике и немецкому.
С горем пополам Александр закончил три класса из восьми. Куда идти дальше — было предрешено. Со слов Колчака, «по собственному желанию и по желанию отца» он поступил в Морское училище. Там его отношение к учебе кардинально поменялось — очень скоро он стал одним из лучших учеников в классе. Однокашники вспоминали, что Колчак был «постоянной справочной книгой для его менее преуспевающих товарищей. А если становилось что-то непонятно в математической задаче, выход один: “Надо Колчака спросить”».
«Лицо аскета, с горбатым носом и горящими пламенем фанатизма глазами», — так его описывали современники, видевшие энергию и увлеченность моряка своим делом. В 1890-м Колчак впервые вышел в море. Несколько лет он плавал и выполнял разные служебные задачи, набираясь опыта. Вскоре же молодому офицеру пришло предложение, от которого он никак не мог отказаться.
Как Колчак отправился на поиски Земли Санникова?
Во время учебы он серьезно заинтересовался морской наукой, а после выхода в море начал публиковать свои научные наблюдения и опусы. В тот момент Колчак очень хотел отправиться в полярную экспедицию. Чудесным образом вскоре ему пришло приглашение от ученого-геолога Эдуарда Толля, который возглавил экспедицию в Северный Ледовитый океан, которой предстояло отыскать легендарную Землю Санникова.
Во время плавания барон Толль писал о Колчаке как об энергичном, активном и одним из лучших офицеров в команде. Он даже назвал в честь своего подопечного один из островов в Таймырском заливе. Такое доброе отношение к себе Колчак будет очень ценить. Но поиски мифических островов не увенчались успехом, и экспедиция разделилась: Толль с частью группы отправился исследовать остров Беннетта, а остальная команда должна была их забрать через определенное время.
Однако случилась беда — в назначенное время Толль не добрался до места встречи, поэтому экспедиция вернулась без него. Тогда Колчак решил сам снарядить спасательную операцию для поисков барона. Обойдя весь остров, его команда обнаружила оставленные Толлем документы. Следов самого ученого так и нашли — в своем докладе по возвращении Колчак объявил, что тот трагически погиб в полынье или от голода под снегом.
Казалось, что будущий адмирал потерпел крупную неудачу: его команда не только не нашла Землю Санникова, но и потеряла своего руководителя. На деле же благодаря этому плаванию Колчак собрал множество географических сведений. По ним он написал крупный научный труд — «Лед Карского и Сибирского морей». За достижения в науке и за экспедицию его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и Константиновской медалью. Последнюю до него получили лишь три полярных исследователя.
Русско-японская и Первая мировая: как обнаружился яростный милитаризм Колчака?
Эти две военные кампании, в которых Российская империя приняла самое прямое участие, высоко подняли Колчака в иерархии и превратили его в того человека, каким мы его знаем по Гражданской войне. Но уже в тот ранний период современники обращали внимание на его фанатизм и жестокость, которые со временем проявлялись все ярче. Вот как описывают внешность Колчака его сослуживец.
Взгляд был орлиный. Выражение лица было суровое. При этом неожиданно, удивительно приятная, мягкая веселая улыбка. Обращал также на себя внимание рот Колчака, очень правильного, красивого рисунка. Был ли Колчак жесток? Он был бешено вспыльчив.
一 Владимир Пилкин, «В белой борьбе на Северо-Западе: дневник 1918-1920 годов»И он, и другие моряки писали о многочисленных драках, которые устраивал будущий белый адмирал. Преданность и искренняя увлеченность Колчака своим делом шли в ногу с его неуравновешенностью и, порой, жестокостью. Как выяснилось, несмотря на любовь к научным экспедициям и мирным докладам в Академии наук, сильнее всего страсть Колчака воспламеняла война.
Когда в 1904 году началась русско-японская кампания, он немедленно настоял на своем переводе в Порт-Артур. На службе Колчак в основном плавал на миноносцах и занимался установкой мин на море. Но участие в Русско-японской войне и дальнейшая работа по возрождению флота оказались лишь подготовкой к доселе невиданной бойне — Первой мировой войне. Там ярый милитаризм Колчака выплеснулся наружу. На допросе он признался, что ее начало стало самым счастливым днем в его службе.
Кажется, именно этот фанатичный милитаризм и помог сделать Колчаку такую стремительную карьеру. В 1916-м его производят в контр-адмиралы, через два месяца — в вице-адмиралы, и в этом же году он становится командующим Черноморским флотом. В письмах к своей возлюбленной Анне Тимеревой Колчак писал о «поэзии войны», признаваясь, что она очаровывает его.
Война прекрасна, хотя она связана со многими отрицательными явлениями, но она везде и всегда хороша.
一 Александр Колчак, «Допросы»Финал Первой мировой стал для него настоящей трагедией. Дело в том, что на ситуацию на флоте сильно повлияла начавшаяся революция. Бунтарские настроения добрались до простых моряков, которые требовали от Колчака отпустить их домой — настолько они устали от войны. И хотя он пытался поддерживать дисциплину, все равно никак не смог сдержать разложения. В мае 1917 он с горечью пишет, что на его глазах рушится все, что имело для него «наибольшую ценность и содержание».
Тогда же произошло событие, благодаря которому о Колчаке узнает не только вся Россия, но остальной мир. Все началось с бунта, который устроили революционные матросы. Они потребовали от Колчака разоружить армию и сдать оружие. Тот в ответ согласился сдать оружие солдат, однако свою золотую саблю, пожалованную за оборону Порт-Артура, отдавать отказался. «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!» — эти слова Колчака облетели все газеты и сделали его одним из самых авторитетных военных.
Как Колчак стал верховным правителем России?
Разложение флота и его неспособность продолжать войну привели к тому, что Колчак покинул свое расположение и уехал в Петроград. Там вовсю шла борьба Временного правительства и большевиков. Но Колчак не был и не хотел быть политиком, о чем неоднократно говорил сам.
Я не создан быть демагогом — хотя легко мог бы им сделаться, — я солдат, привыкший получать и отдавать приказания без тени политики, а это возможно лишь в отношении массы, организованной и приведенной в механическое состояние.
一 Александр Колчак, из писем Анне ТимеревойПоэтому он не стремится ни к власти, ни к политике вообще — на тот момент Колчака больше всего волновала война. Для него начинается время скитаний, когда он едет то в Англию, то в США, к военным союзникам России по Антанте. Он хочет продолжить воевать против Германии и просит их взять его к себе на службу. Однако стороны так и не смогли договориться об условиях сотрудничества.
К этому времени до Колчака дошли слухи о том, что в России к власти пришли большевики, которые намерены вывести страну из войны любыми средствами. Когда же он узнал об унизительных статьях Брестского мира, по которому Россия теряла Финляндию, большую часть Прибалтики, Украины и Белоруссии, то решает, что полезнее всего сейчас начать борьбу с большевиками.
Колчак выезжает из Японии и добирается до Омска, где к тому времени образовалась Директория — антибольшевистский режим эсеров и меньшевиков. Нужно сказать, что с началом в 1918-м Гражданской войны большевики занимали Центральную Россию с Москвой, а Белое движение наступало на них с разных сторон. Самые крупные силы были представлены Добровольческой армией на Юге России, которой командовал белый генерал Антон Деникин.
Колчак хочет присоединиться к нему, поэтому в Омске говорит о том, что едет на Юг. Но члены Директории уговаривают Колчака остаться и стать военным министром, возглавив военные силы белых на Востоке. Одновременно с этим в среде солдат и казаков созрела идея переворота. 18 ноября 1918-го они свергли режим Директории и передали всю власть Колчаку, провозгласив его адмиралом. Участия в перевороте он не принимал, но с готовностью согласился принять на себя роль диктатора.
Адмирал тут же занялся консолидацией военных сил для скорого наступления на большевиков. В конце января 1919-го он принес присягу как верховный правитель России. Этот статус ему делегировали организаторы переворота. В начале июня о своем подчинении Колчаку как верховному правителю официально заявили командиры отдельных белых армий — генералы Евгений Миллер на Севере, Николай Юденич на Северо-Западе и Антон Деникин на Юге.
Куда пропало легендарное золото Колчака?
История золотого запаса началась в период Первой мировой войны, когда треть его вывезли на временное хранение в Англию и Канаду, а половину отвезли в глубокий тыл — в Казань. Однако из-за начавшейся Гражданской войны золотой запас оказался в эпицентре боевых действий и вскоре попал в руки белых. Его перевозили с места на место, после чего он оказался в штабе Колчака в Омске.
Сам запас состоял из золотых монет и слитков, ювелирных украшений и драгоценных металлов. Всего там было золота на сумму 650 млн руб. по довоенному курсу (505 т). Загадка же состоит в том, что уже после пленения Колчака и выдачи его большевикам оказалось, что в запасе не хватает 235,6 млн руб. Отсюда и появилась легенда о колчаковском золоте.
В массы сразу разлетелась версия, что адмирал спрятал часть золота во время своего отступления, чтобы оно не досталось врагу. Поэтому сейчас оно якобы лежит в одной из сибирских пещер или шахт или вообще на дне какой-нибудь реки. Некоторые авантюристы и археологи устраивали целые поисковые экспедиции, чтобы найти сокровища, но все безрезультатно.
Куда же делись золотые слитки? На сегодняшний день наиболее убедительную версию выдвинул и доказал историк Олег Будницкий. В своем труде «Золото Колчака» он исследовал все материалы зарубежных архивов, проследил путь золотого запаса и пришел к выводу, что Колчак потратил его на закупку вооружения и обмундирования у Великобритании, США и Японии.
Поэтому сокровища осели не на дне сибирских рек, а в заграничных банках, куда оно отправилось как залог под займы и кредиты. Таким образом, историк смог поставить точку в этом вопросе и остановить нескончаемый рост новых легенд о колчаковском золоте.
От успеха к провалу: чем закончилось противостояние Колчака с красными?
В начале марта 1919-го начался знаменитый «Полет к Волге» — так потом назовут успешное весеннее наступление Колчака. В конце апреля его армии вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску, завладев огромными территориями. Перед Колчаком открывалась прямая дорога на Москву. Его авторитет взлетел до небес: адмирала поздравляли высшие политики стран Антанты — премьер Франции Жорж Клемансо и военный министр Великобритании Уинстон Черчилль.
Однако успех закрепить не удалось — вскоре наступление захлебнулось, а большевики, мобилизовав все силы на борьбу с Колчаком, начали контрнаступление. Постепенно в стане адмирала началась суматоха, и ему ничего не оставалось кроме как отступать.
Один из участников Белого движения офицер Павел Петров вспоминает, что принятие поста верховного правителя, «требующего от человека широкого понимания обстановки, твердых решений, знания людей, настойчивости в проявлении воли в атмосфере сибирского хаоса, было началом всей трагедии адмирала Колчака». По мнению Петрова, адмирал по своим персональным качествам не подходил для роли диктатора. Он был сильным моряком, но никак не политическим организатором.
По мере отступления ухудшались отношения Колчака и его союзников по Антанте — особенно это касалось Чехословацкого корпуса, который тогда находился в Сибири. Проигравший адмирал представлял для них угрозу, поэтому в конце концов союзники его предали. 15 января 1920-го по прибытии в Иркутск Колчака задержали и вскоре выдали большевикам.
Так, стремительно получив единоличную власть и начав успешное наступление, меньше чем через год Колчак оказался в плену у смертельного врага. Судьба его была предрешена. В водовороте красного и белого террора расстрел пленного верховного правителя казался очевидным исходом. Так оно и произошло. 7 февраля 1920-го после долгих допросов, на которых Колчак держался более чем достойно, его казнили.
Трагическая гибель от рук врага стала символичным концом адмирала, который так горячо любил и Россию, и войну одновременно. Так кем же был Колчак на самом деле? В его патриотизме сомневаться не приходится, он доказал его и на словах, и на деле. «Я служу не той или иной форме правительства, а Родине, которую ставлю выше всего» — эта фраза Колчака наиболее точно описывает его мировоззрение.
Однако это служение Колчак понимал по-своему. Для него оно было связано практически исключительно с милитаризмом и войной, которую адмирал любил не меньше Родины. Что ж, трагическое и кровавое начало XX века предоставило ему возможность с головой отдаться всем своим страстям.