Когда появилась традиция лепить снеговиков? И что символизируют снежные скульптуры?
Ежегодно с первым снегом люди по всему миру выходят на улицы и лепят снеговиков: три снежных шара, нос-морковка, глаза-пуговицы — готово. Зимняя забава укоренилась в разных культурах, однако мало кто знает, откуда она пошла. Когда и где появились снеговики и чем российские версии отличаются от иностранных? Разбираемся.
От оберега до политического высказывания
Американский исследователь и автор книги «История снеговика» Боб Экстайн рассказал, что первое достоверное изображение снеговика было обнаружено в Гаагской библиотеке в «Книге часов» 1380 года. На полях документа был нарисован снеговик, которого поджаривали на огне. Его шляпа напоминала еврейский головной убор, поэтому ученый посчитал рисунок проявлением антисемитизма.
В средние века лепка снеговиков была популярным занятием как среди простолюдин, так и знатной публики. Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело развлекал людей снежными фигурами, а в 1597 году английский поэт Уильям Шекспир одним из первых упомянул снеговика в литературе.
У каноничного снеговика нос был из морковки — ее втыкали, чтобы был хороший урожай. Ведро на голове надевали для достатка в доме, угли вместо глаз должны были избавить от дурных воспоминаний, а метлу давали в «руки», чтобы отгонять злых духов, бесов или сильные морозы. В Румынии придумали еще одну примету: чтобы обезопасить своих домочадцев от болезней, на шею снеговику вешали бусы из чеснока. Кажется, эту примету наши родители восприняли буквально (но зато мы точно были защищены от вампиров).
Снежная скульптура обрела новый смысл в 1511 году в Брюсселе, когда в сильные морозы появились проблемы с дорогами и продовольствием. Волнение среди людей привело к импровизированному фестивалю, на котором люди изобразили 110 скульптур с политическим и даже порнографическим подтекстом: так обычный народ показывал, что именно его не устраивает.
”Чудо 1511” года изменило общество Брюсселя, предоставив общественности право голоса. Это был решающий момент для снеговика — тогда он превратился в политическую силу. Эти снеговики были рок-звездами, а чудо 1511 года — Вудстоком
一 Боб ЭкстайнНа Руси, в отличие от европейских стран, лепили еще и снежных баб. Древние славяне верили, что зима — это холодная суровая женщина, которую необходимо задобрить. Люди ставили снеговиков в надежде, что они выполнят все их желания, а чтобы они наверняка сбылись — они клали в снег сладости или монетки.
После истребления язычества люди стали редко лепить снеговиков. Традицию в XVIII веке вернул Петр I. Император даже устраивал состязания на лучшую снежную скульптуру, и сам был рад в них участвовать. Петр I считал, что снеговики должны быть яркими и смешными, и называл их «снежными дурами».
Снеговики в рекламе и искусстве
Снеговиков перестали связывать с язычеством лишь в XIX веке. Скульптуры стали атрибутом Рождества и зимних праздников, а в современности нашли место в рекламе и искусстве. Снеговика удобно использовать в продвижении из-за того, что он не вызывает религиозных ассоциаций, а его универсальный белый цвет позволяет рекламировать практически любой продукт: от соли до зубной пасты. В разное время снеговик был лицом таких брендов, как Michelin, Snoboy и др.
В кино снеговик не менее популярен, его образ использовался в фильмах «Помогите! Мой снеговик горит» (1965), «Приключения снеговика Фрости» (1969), «Снеговик» (1982), «Джек Фрост» (1998) и др. В российских сказках и новогодних мультфильмах снежная фигура чаще всего выступает в роли спутника Деда Мороза.
Тем не менее безобидный снеговик был по нраву не всем: в 2002 году британская писательница и историк Триша Кьюсак опубликовала книгу «Снеговик-сексист», где назвала фигуру «устаревшим символом половой дискриминации». В своем пятилетнем исследовании Кьюсак задавала вопрос, почему бы не создать вторую половинку для снеговика. Что ж, в России об этом позаботились, хоть «снежная баба» и звучит несколько по-сексистки.
Белые тролли и неваляшки
В Европе и Северной Америке снеговиков обычно делают из трех снежных шаров, а жители Восточной Азии склонны отдавать предпочтение двум сферам. Но на самом деле, ключевое различие между снеговиками кроется даже не в количестве ярусов, а в деталях.
В России носом снежной скульптуры чаще всего служит морковка, в Европе же люди могут использовать замороженную вишню или початок кукурузы. Классический европейский снеговик носит цилиндр, покуривает трубку и даже имеет ноги, в то время как российский коллега предпочитает ведро, а его нижние конечности заменены большими снежными комками.
В Норвегии снеговиков называют «белыми троллями» (из-за их внешнего вида), а некоторые жители уверены, что на них нельзя смотреть ночью через занавеску — якобы это может привести к нехорошим последствиям.
В Японии все не так страшно, но при этом не менее загадочно. Там снеговик строится из двух шаров из-за традиционных кукол Дарума, которые олицетворяют основателя дзен-буддизма. Дарума, кстати, очень напоминает русскую неваляшку.
Ежегодно по всему миру проходят сотни фестивалей, связанных с лепкой (и иногда уничтожением) снеговиков. Вот только некоторые из них:
• В Швейцарии (Цюрих) во время Шестизвонья наполненного взрывчаткой снеговика помещают в костер: согласно поверью, чем быстрее взорвется фигура — тем теплее будет лето.
• В Японии (Саппоро) на протяжении семи дней более 25 команд из разных стран мира устанавливают сотни снежных фигур.
• В России (Новосибирск) наиболее известен Сибирский фестиваль снежной скульптуры, куда съезжаются профессиональные скульпторы и художники из многих городов, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Не так важно в какой стране вы живете, как выглядит ваш снеговик и любите ли вы фестивали. Куда важнее, что лепка снежной скульптуры — это еще один повод провести время с семьей и друзьями.
━━━━━
Никита Прунков