Chris Hardy/Unsplash
Chris Hardy/Unsplash

Госдолг США достиг уже $30 трлн и продолжает расти. Почему это происходит?

В ближайшей перспективе дефолт Америке не грозит. Поэтому заниматься проблемой госдолга никто не будет

1 февраля США поставили новый рекорд, разогнав свой госдолг до отметки в $30 трлн. Сумма феноменальна не только для Штатов, но и для всего мира — за всю историю наблюдений еще ни одна страна не набирала одновременно столько кредитов. Экономисты признаются, что госдолг США достиг новых высот гораздо раньше, чем предполагалось изначально. И, похоже, это еще не предел — ведь объемы заимствований продолжают расти в геометрической прогрессии. Рассказываем, как США раздули госдолг, почему с ним ничего не делают и чем это может обернуться.

Почему госдолг США такой высокий?

Нынешний национальный долг — это совокупность всех бюджетных дефицитов, с которыми США живут последние десятилетия. Ежегодные расходы американского правительства начали стабильно превышать доходы еще в 1970-х гг. Исключением стала лишь четырехлетка 1998-2001 гг., когда в стране в последний раз фиксировали профицитные бюджеты.

До поры до времени властям США удавалось держать ситуацию под контролем. Но с момента прихода к власти Джорджа Буша-младшего госдолг перешел в стадию бурного роста. За время его правления (2001-2009 гг.) долговая нагрузка Штатов выросла на $5,85 трлн или на 101% — этому способствовали войны на Ближнем Востоке и мировой экономический кризис.

Дальше все шло только по нарастающей. Инициативы Барака Обамы по спасению экономики от кризиса, снижению налогов и наращиванию военных расходов увеличили госдолг еще на $8,6 трлн. В абсолютных значениях это был самый большой прирост за всю историю США.

Обещавший снизить долговую нагрузку Дональд Трамп набрал кредитов на сумму в $7,8 трлн — причем сделал он это всего за один срок. Его преемник Джо Байден был вынужден идти на огромные траты в борьбе с пандемией и только за год умудрился повысить госдолг на $2,26 трлн. По темпам прироста это значительно выше показателей Обамы и Трампа.

Из чего он состоит?

Госдолг США делится на две части: внутриправительственную и публичную. Первая представляет собой долг правительства перед другими федеральными агентствами. Он получается, когда государственные структуры накапливают излишек налоговых поступлений и затем инвестируют их в казначейские векселя, гособлигации и другие ценные бумаги. В октябре 2021 года внутриправительственный долг США составлял около $6,5 трлн.

Публичная часть госдолга — это ценные бумаги правительства США, которые находятся в распоряжении частных инвесторов, банков, страховых компаний, иностранных правительств, местных администраций и т.д. На нее приходится порядка $23,5 трлн госдолга США.

Наибольшую долю в публичном госдолге занимают иностранные государства ($7 трлн), паевые инвестиционные фонды ($3,6 трлн) и местные правительства ($1,17 трлн). За рубежом охотнее всего в долговые бумаги США вкладываются Япония ($1,3 трлн) и Китай ($1,08 трлн).

Какое влияние госдолг оказывает на экономику США?

Несмотря на астрономические суммы, экономическая ситуация в Штатах пока что далека от плачевной. По этой причине мнения экономистов касательно госдолга расходятся: одни считают, что ничего страшного в этом нет, другие указывают на будущие проблемы, которыми чревато бесконтрольное раздувание кредитной нагрузки.

По прогнозам аналитиков Фонда Питера Дж. Питерсона, в течение следующих 10 лет общие затраты США на погашение процентов превысят $5 трлн. Если правительство продолжит набирать кредиты теми же темпами, то к 2051 году расходы по этой статье вырастут с 1,6% до 8,6% от ВВП и превысят сумму, которую США потратили на науку, образование и инфраструктуру за последние 50 лет. Такая ситуация чревата уменьшением трат на оборону и другие статьи расходов, ростом процентных ставок по новым кредитам и увеличением вероятности фискального кризиса.

Впрочем, в более широкой перспективе столь высокий госдолг уже тормозит развитие США. По подсчетам экономистов Всемирного банка, при закредитованности страны выше 77% каждый дополнительный процент госдолга снижает экономический рост на 0,0174%. Сейчас соотношение госдолга США к ВВП составляет 124%, следовательно страна теряет примерно 0,8% годового роста.

Сколько он еще будет расти?

В теории госдолг США может расти бесконечно и при этом не угрожать им дефолтом. Устойчивость к фискальному кризису дает номинирование кредитов в национальной валюте. Правительство Штатов имеет полный контроль над ее эмиссией и при желании может расплатиться с долгами, просто включив печатный станок.

Если США когда-нибудь и объявят себя банкротом, то виноваты будут не экономические, а политические причины. Текущие законы не позволяют правительству набирать долги выше порога, величину которого определяет Конгресс.

В последние годы американские законодатели регулярно повышали планку (сейчас она составляет $31,4 трлн), чтобы избежать технического дефолта. Однако с каждым разом это дается им все сложнее — партии не хотят брать на себя ответственность за проблемы в экономике и пытаются спихнуть непопулярные решения на оппонентов.

Как результат: споры насчет госдолга становятся все жарче, а консенсуса удается достичь за считанные дни до возможного дефолта. За прошедшие полгода США оказывались в таком положении уже дважды — в сентябре и декабре. Конечно, конгрессмены вряд ли доведут дело до банкротства. Однако все это оказывает колоссальное давление на рынки.

Госдолг никогда не пытались уменьшить?

Пытались, но без особого успеха. Чтобы начать выплачивать долги, американским властям достаточно сделать две вещи: повысить налоги и урезать расходы. Однако ни демократы, ни республиканцы не пойдут на эти шаги из-за их крайней непопулярности. Особенно справедливо это для периодов в канун выборов, в который США как раз входят.

Радикальному пересмотру бюджетной политики также мешает убежденность американских властей в том, что растущий госдолг может с лихвой перекрыть экономический рост. Именно так и происходило весь XX век — госдолг рос постоянно, но экономика росла быстрее, что позволяло Штатам держать заимствования на безопасных уровнях.

Именно по этому пути сейчас пытается идти администрация Байдена. Его инфраструктурный план на $3,5 трлн был призван разогнать экономический рост, а предложения по повышению налогов должны были покрыть большую часть расходов. Однако из-за сопротивления конгрессменов судьба этих инициатив пока что остается неясной.

━━━━━

Виталий Рюмшин