Дело Моргенштерна: можно ли судить за татуировку?
Против рэпера Алишера Моргенштерна возбудили новое административное дело о пропаганде наркотиков — протокол составила полиция Набережных Челнов. В этот раз поводом послужила татуировка на груди в виде конопли. PostNews спросил у юристов, насколько правомерно квалифицировать изображение на теле как преступление и что теперь грозит музыканту.
Что произошло?
Лингво-ботаническая экспертиза, которую организовала полиция Набережных Челнов, установила, что «по краям татуировки на груди Моргенштерна изображено растение, похожее на коноплю». Экспертизу провели Набережночелнинский государственный педагогический университет при участии специалистов Московского научно-практического центра наркологии департамента здравоохранения Москвы.
Редакция PostNews напоминает, что наркотики опасны для вашего здоровья. Кроме того, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, а также культивирование психотропных растений уголовно наказуемо.
На этом основании эксперты нашли в клипах («Новая волна», El problema и Yung Hefner) Моргенштерна «множественные сцены, формирующие у зрителя ассоциативные связи между допустимостью незаконного потребления продуктов растения конопля и достижением успеха, лояльное отношение к незаконному употреблению наркотических средств, а также [сцены] побуждающие интерес к культивированию наркосодержащих растений и незаконному их употреблению».
Адвокат рэпера Сергей Жорин сообщил, что изначально заявление в полицию поступило по поводу текстов песен исполнителя. Однако правоохранители не смогли обнаружить в них признаки пропаганды наркотиков. «Не найдя пропаганды в текстах Алишера, майор полиции проявил “креатив” и желание во что бы то ни стало наказать артиста. В итоге он разглядел у Моргенштерна в одном из клипов татуировку на теле, по которой назначил ботаническую экспертизу, установившую, что якобы это татуировка марихуаны, а значит, он пропагандирует наркотики», — рассказал Жорин.
Позже и сам музыкант прокомментировал происходящее у себя в Instagram: «Этой татуировке пять лет, получается, я пять лет через все границы мира возил наркотики?» Рэпер также пошутил, что если бы сделал тату с пистолетом, то его бы обвинили в незаконном обороте оружия.
Законно ли судить человека за татуировку?
Татуировка может нести в себе признаки пропаганды наркотиков, а также демонстрировать нацистскую символику и символику других запрещенных организаций, рассказывает PostNews адвокат Дмитрий Аграновский. «Буквально на днях за татуировку западной группы был привлечен мужчина из «Другой России» (незарегистрированная российская политическая партия — прим. ред.) — экспертиза усмотрела в изображении пропаганду нацистской символики. Ему дали 15 суток», — говорит адвокат. Известно о случае, когда в 2020 году россиянку оштрафовали на 4 тыс. руб. за публикацию в Instagram и во «ВКонтакте» фотографии носков с изображением конопли — так же за пропаганду наркотиков.
Однако вопрос с квалификацией изображения конопли на теле как пропаганды наркотических средств все равно остается спорным. «Отличить коноплю от какого-то вида папоротника очень сложно. Кроме того, есть сорта этого растения, из которых невозможно произвести наркотические вещества», — объясняет Аграновский.
В беседе с PostNews руководитель департамента семейного права МКА ЮФ «Левант и партнеры» и адвокат Максимилиан Буров добавляет, что усмотрение в татуировке пропаганды наркотиков особенно противоречиво на фоне того, что коноплю часто используют для производства веревок. Более того, в России абсолютно легально демонстрируются сериалы и фильмы, в которых герои употребляют наркотики — и во многих из них это даже не осуждается сюжетом, продолжает мысль Аграновский.
«На самом деле от экспертиз до субъективного мнения один шаг. На месте адвокатов Моргенштерна я бы предоставил дополнительное заключение специалистов. Суд и следствие не имеют права не принять его. На этом основании могут назначить уже третью экспертизу, которая должна учесть мнение двух предыдущих, — считает адвокат, — В любом случае административной ответственности явно недостаточно для экстрадиции Моргенштерна. Да и никто не будет этим заниматься». По ч. 1 ст. 6.13 КоАП за пропаганду наркотических средств в интернете гражданам может грозить административный штраф в размере до 30 тыс. рублей, а юрлицам — до 1,5 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Буров уверен, что дело с татуировкой Моргенштерна — очередное отвлечение внимания от более важных инцидентов. «На фоне суда с Minecraft-террористами и похищения Заремы Мусаевой это, конечно, ерунда. Все это дополняется тем, что отрезать людям головы — скрепно и законно, — говорит адвокат. — На мой взгляд, новый виток в истории Моргенштерна — очередная попытка занять эфир».
Это не первое административное дело против Моргенштерна
Летом прошлого года столичный Зюзинский суд привлек рэпера к ответственности из-за клипов «Розовое вино — 2» и Family — правоохранители также нашли в них пропаганду наркотических средств. Тогда Моргенштерну назначили штраф в размере 100 тыс. рублей. Сам исполнитель вину не признал и назвал происходящее «большим отличным цирком».
В том же году рэпером заинтересовались Кремль и СК. Все из-за интервью журналистке Ксении Собчак, которое вышло 25 октября. В беседе с ней музыкант заявил, что не понимает «праздник Победы, которая состоялась 76 лет назад», и усомнился в необходимости крупных денежных трат на празднование 9 мая. По мнению Моргенштерна, победа в Великой Отечественной войне — это «круто», но необходимо двигаться дальше и «праздновать победы» в информационных и космических технологиях.
Тогда глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил проверить слова Моргенштерна по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма»), а также на факт возбуждения ненависти либо вражды экстремистского характера. После этого исполнитель покинул Россию, но потом добавил, что не навсегда: «Россия просто так от меня не отделается».