Bukharev Oleg/shutterstock.com
Bukharev Oleg/shutterstock.com

«Если я вижу талант – я пропала. Не буду ни есть, ни пить». Татьяне Тарасовой — 75 лет

Вспоминаем ее главные достижения, звездных учеников, а также самые яркие высказывания

13 февраля заслуженному тренеру СССР Татьяне Тарасовой исполнилось 75 лет. В 2008 году она была введена в Зал славы мирового фигурного катания, и переоценить ее влияние на этот вид спорта в России и в остальном мире практически невозможно. В общей сложности ее подопечные завоевали семь золотых наград на Олимпийских играх. В этот день мы вспоминаем главные достижения Татьяны Анатольевны, ее наиболее титулованных учеников, а также самые яркие высказывания.

Спортивные достижения

Татьяна Тарасова родилась в Москве в 1947 году в семье великого хоккейного тренера Анатолия Тарасова, много лет возглавлявшего сборную СССР. Именно он научил Татьяну кататься на коньках, когда ей было 5 лет. Во время спортивной карьеры Тарасова брала золото на Универсиаде 1966 года в паре с Георгием Проскуриным. Также их дуэт завоевывал бронзу и серебро чемпионатов СССР (1964, 1965). Однако вскоре после этого она была вынуждена завершить карьеру из-за серьезной травмы. Уже в 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ.

В общей сложности ученики Татьяны Анатольевны завоевали более сорока золотых наград на чемпионатах мира и Европы, а также одержали семь побед на Олимпийских играх в трех дисциплинах из четырех возможных. Чемпионами становились: Ирина Роднина и Александр Зайцев в парах (1976 и 1980), Наталья Бестемьянова и Андрей Букин в танцах на льду (1988), Марина Климова и Сергей Пономаренко в танцах на льду (1992), Илья Кулик в мужском одиночном катании (1998), Оксана Грищук и Евгений Платов в танцах на льду (1998) и Алексей Ягудин в мужском одиночном катании (2002).

Также среди ее подопечных в разные годы были: Ирина Моисеева, Андрей Миненков, Ирина Романова, Игорь Ярошенко, Ирина Николаева, казахстанский одиночник Денис Тен, финская одиночница Алиса Дрей, японки Сидзука Аракава и Мао Асада, итальянка Барбара Фузар-Поли, а также представители США Джонни Вейр, Саша Коэн и Эван Лайсачек. В 2008 году Татьяна Тарасова была введена в Зал славы мирового фигурного катания.

Звонили Моисеева и Миненков, мои первые ученики. Много народу уже поздравили, приятно слушать теплые слова. Знаете, кроме здоровья ничего не нужно. Будет здоровье — все можно придумать. Главное, чтобы придуманное можно было исполнить. И очень хочется, чтобы Камилу Валиеву допустили до соревнований на Олимпийских играх. Это моя мечта на сегодняшний день.

Татьяна Тарасова, О заветном желании на 75-летие

Яркие высказывания

Татьяна Тарасова являлась председателем жюри ряда телевизионных ледовых шоу Первого канала: «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень», «Ледниковый период. Дети». Также в последние годы она успешно справлялась с ролью телевизионного комментатора фигурного катания. Яркий стиль, экспрессия и эмоциональность стали визитной карточкой ее комментирования, а необычные метафоры и яркие обороты регулярно разбирались поклонниками на цитаты.

Многие ее высказывания можно назвать неоднозначными, но главное, что они всегда интересны и никого не оставляют равнодушным. Они способны превратить выступления фигуристов в настоящий праздник для большинства болельщиков.

После выступления Алины Загитовой на Олимпийских играх в Пхенчхане-2018:

«А ей только удовольствие, вот какой у нее характер! Выходит, получает удовольствие. Все прыгает, все крутит, все высоко. А какой объем она выполняет, здесь они с Женей (Медведевой) столько напрыгали. Ой, смотрите: носом дышит, даже не устала! Даже и не думает задыхаться. Пять мальчиков столько не сделают, сколько они на тренировках с Женей, а то и десять. Рожденный ползать — летать не может, а вот эти девочки рождены для того, чтобы летать. А эта особенно».

О своей любви к работе с талантливыми фигуристами:

«Я, например, люблю талант, и мне очень везло на таланты, они ко мне тянулись. Если я вижу талант – я пропала. Не буду ни есть, ни пить, ни домой ходить, ничего. Я буду все время об этом думать, этим заниматься. Отец говорил, что не верит в талант, что верит только в трудолюбие. Но он немножко лукавил, потому что у него были такие таланты! За что он так любил Харламова? Он был как сын ему! За качества, отличающие способного человека от гения. С Ягудиным я работала 24 часа в сутки. В последние месяцы не помню, спала я или нет, порой пальто не снимала… Я понимала, что мы выиграем, и мы выиграли блестяще. Я ни с кем не советовалась, делала это абсолютно одна, и очень люблю Лешу за то, что он мне абсолютно поверил. Он сказал: “делайте со мной все, что хотите”. Это всегда очень страшно, потому что на тебя падает огромная ответственность и груз. Забираешь его, 18-летнего, у матери и везешь в Америку… Чтобы выигрывать».

О стремлении к новым знаниям:

«Трудолюбие, конечно, никто не отменял. Но нужны знания. Где их брать? Смотреть, как другие работают. Я не пропускаю удовольствие пойти и увидеть что-то новое, я никогда не отрицаю новое, я лучше попробую, даже если мне это как-то не очень, или я не понимаю. Я никогда не буду говорить, что люди занимаются ерундой, я попробую это понять».

Яркие сравнения:

«В свои 15 лет он должен прыгать лутц-тулуп, как Отче наш!»

Про Анатолия Тарасова:

«С детства у меня было ощущение, что я была в безопасности. У нас дома никогда не говорили о работе, нас это не касалось. Но он был настолько поглощен работой, что сажал тюльпаны так, как должны играть тройки. У нас была дверь на даче, которая была сделана из клюшек. Хоккей был в жилах этого человека».

О лучшем фигуристе:

«Если бы меня спросили, кого бы из фигуристов разных времени вы поставили на виртуальный пьедестал как лучших, то на первом месте, конечно, был бы Леша Ягудин. На втором Плющенко, потому что он всегда второй, судьба у него такая. Пусть подтягивается».

Про Евгения Плющенко:

«Возвращение Плющенко — это выдающееся событие в жизни мирового спорта. Я проплакала всю ночь от восторга после его выступления, потому что он вышел, победив себя, свой страх и боль, и показал всему миру, как это должен делать и жить великий спортсмен современности. Плющенко ведет за собой не только наше, отечественное, фигурное катание, но и мировое фигурное катание. Я обожаю этот его порыв и преклоняюсь перед талантом Мишина. Все это вызывает восторг и огромную благодарность».

Про Этери Тутберидзе:

«Этери Тутберидзе — уже великая, выдающийся тренер. У нас не может так быть, чтобы сегодня захотел, а завтра — на. Нет. Это путь, это свои тренировки. Это долгий и тяжелый путь наверх.

Про состояние отечественного спорта:

«У американцев в одном спортивном центре сразу четыре катка, наверху в этом центре фитнес, внизу медики. А у нас где фитнес? В одном месте. А медицина где? В этом же месте. Почему-то все у нас там, в этом месте, скучковались».

Об иностранных учениках:

«Мне нравится, что все они учат русский язык, приобщаются к русской культуре. Не склонна переоценивать собственную роль в их судьбе, но когда Джонни Вейр после проката в Париже по-русски кричит в телекамеры: “Я люблю тебя, Татьяна!” — это ведь что-то значит?»

━━━━━

Алексей Сыровежкин