Супергеройское кино — плохое кино? Объясняют Коппола, Скорсезе и Бессон
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола, известный по фильмам «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня», в интервью журналу GQ в очередной раз негативно высказался о супергеройском кино. По мнению 82-летнего постановщика, большинство фильмов студии Marvel — это «одна и та же картина-прототип, которую снимают снова и снова». Мы решили разобраться, что же не так с супергеройскими блокбастерами, и собрали семь мнений известных кинодеятелей.
❌ «Шаблонное кино»
Фрэнсис Коппола недоволен современной киноиндустрией, которая снимает «марвеловское кино» — одни и те же фильмы-прототипы, подающиеся снова и снова в разном обличье. По его словам, иногда даже талантливые режиссеры пользуются шаблонами, чтобы оправдать бюджет.
Режиссер объяснил свою позицию на свежих примерах — фильмах «Дюна» Дени Вильнева и «Не время умирать» Кэри Фукунаги: «Мы можем взять из этих картин один и тот же эпизод и сложить воедино, например, где машины врезаются друг в друга. Подобное есть в каждом таком фильме, и это чуть ли не обязательное условие, им же надо чем-то обосновать свой бюджет».
❌ «Фильмы-аттракционы»
В колонке The New York Times свое мнение высказал Мартин Скорсезе («Таксист», «Отступники» и др.) Основная мысль режиссера заключалась в том, что из-за фильмов с супергероями аудитория забыла, что такое настоящее кино.
По мнению Скорсезе, большинство таких картин не имеют сюжета, а кинотеатры просто превратились в парки развлечений, которые показывают исключительно развлекательные «фильмы-аттракционы». Тем не менее режиссер отдал должное блокбастерам, отметив, что они прекрасно распоряжаются вложенными ресурсами. Но все-таки это «не кино, а что-то другое», уверен он.
❌ «Инфантилизация населения»
Английский писатель и автор комиксов Алан Мур заявил, что супергеройские фильмы разрушают кинематограф и культуру. Кроме того, Мур считает странным, что сотни тысяч взрослых выстраиваются в очереди, чтобы увидеть персонажей, созданных 50 лет назад для развлечения детей: «Это говорит о желании вырваться из сложностей современного мира и вернуться в ностальгическое детство. Это инфантилизирует население».
Последним достойным фильмом про супергероев он назвал «Бэтмена» Тима Бертона. Сам Мур особого пиетета к кинематографу не испытывает и ненавидит экранизации своих произведений («Из ада» (2001), «Лига выдающихся джентльменов» (2003), «V» значит вендетта» (2006), «Хранители» (2009)). Он сравнивает их с жестоко расчлененными младенцами.
❌ «Ожидание спасителя»
Создатель ироничного сериала про супергероев «Пацаны» Эрик Крипке в обычной жизни признает, что любит и смотрит фильмы компании Marvel, однако ему кажется опасным современный путь супергеройского кино.
По мнению Крипке, целые поколения растут в ожидании, что придет кто-то сильный и всех спасет. «Это порождает популистов и людей, которые подкупают аудиторию идеей, что они единственные, кто может по-настоящему защитить человечество», — объяснил продюсер.
❌ «Слабые сценарии»
Британский режиссер Ридли Скотт раскритиковал кино про супергероев за слабые сценарии и заявил, что такие фильмы «спасают» в основном спецэффекты. Сам же Скотт считает, что ему удалось снять три хороших блокбастера: «Чужого» с Сигурни Уивер, «Бегущего по лезвию» с Харрисоном Фордом и «Гладиатора» с Расселом Кроу.
«В лучших фильмах историю двигают персонажи. А теперь можем перейти к фильмам о супергероях, если хотите, потому что я раздавлю их. Я, мать вашу, их просто раздавлю. Потому что эти фильмы — чертовски скучные», — заключил Скотт.
❌ «Культурный геноцид»
Автор знаменитого «Бердмэна» Алехандро Гонсалес Иньярриту считает фильмы про супергероев (в том виде, в каком они есть) настоящим «культурным геноцидом». «Они хорошо идут под попкорн, но проблема в том, что порой они хотят казаться умными, основанными якобы на греческой мифологии», — заявил режиссер.
«Супергерои… Уже одно слово „герои“ беспокоит меня. Супергерой — это фальшивая концепция. Они все прибегают к насилию, что очень в духе правых. Обратите внимание на ментальность этих картин. Богатые и могущественные люди творят добро, убивая плохих. В философском смысле мне это не нравится», — объяснил режиссер.
❌ «Пропаганда»
Французский режиссер Люк Бессон («Леон», «Пятый элемент» и др.) также не в восторге от супергероев. В интервью с CinePop он обвинил «Капитана Америку» в пропаганде: «Меня беспокоит, что все эти фильмы воспевают превосходство Америки, какая она прекрасная. Какая еще страна в мире решится назвать фильм „Капитан Бразилия“ или „Капитан Франция“? Да никакая!»
«Нам будет стыдно, мы скажем, что такое невозможно. А они могут. Называют фильм „Капитан Америка“ и все считают, что это нормально. Лично я для себя выбрал статус рассказчика историй без навязывания политического контекста», — объяснил Бессон.
Но ведь они все равно нравятся людям
Несмотря на недовольство кинодеятелей огромными бюджетами, однообразными сценариями и обилием бессмысленных спецэффектов, фильмы про супергероев остаются одними из самых успешных в прокате.
В трудные времена люди нуждаются в героях. Так было после трагедии 11 сентября, когда люди потеряли веру во власть и им был нужен новый нравственный ориентир, так происходит и сейчас, в эпоху пандемии, когда люди лишаются работы, близких и живут в полной неопределенности.
Супергерои — это идеальные персонажи, у которых непременно все всегда получается. Чаще всего они оторваны от реальности, им не нужно зарабатывать деньги, их не волнует ни политика, ни религия: именно это позволяет аудитории хотя бы на несколько часов отключить свое сознание от реального мира и просто наблюдать, как кто-то спасает всех вокруг.
По своей концепции супергеройские фильмы чаще всего достаточно простые: большинство из них строятся на противостоянии протагониста (супергероя) и антагониста (злодея). В определенный момент «плохой» персонаж может даже перейти на сторону «хороших» героев (этот прием используется, чтобы показать, что исправление возможно всегда). Но для зрителей супергеройского кино хитросплетенный сценарий — не главное, а куда важнее качественный экшн и впечатления.
━━━━━
Никита Прунков