В Сибири снова горят леса. Почему это как никогда опасно?
30 марта в России начался пожароопасный сезон. Дым от пожаров уже охватил несколько городов-миллионников — Новосибирск, Омск и Красноярск. Среди основных причин возникновения огня МЧС называет человеческий фактор с игнорированием техники безопасности. Разбираемся, что сейчас происходит в Сибири и чем это чревато.
Где именно начались пожары?
В Хакасии крупные очаги возгорания зафиксировали в Ширинском, Усть-Абаканском, Боградском, Алтайском, Аскизском, Таштыпском, Орджоникидзевском районах, в Черногорске и Абакане. Там общая площадь палов травы достигла 32,4 тыс. кв. м., а фронт огня — почти 130 км. Распространению стихии способствует сильный ветер.
В Новосибирской области, на которую приходится почти четверть очагов возгорания (1,5 тыс. термических точек), горят сухая трава и мусор. Дым окутал Новосибирск с минувшего воскресенья. Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в области развернули оперативные штабы и опорные пункты. Местное МЧС рассказало, что одной из главных причин возникновения огня стало сжигание прошлогодней растительности и мусора вблизи жилых домов с нарушением техники безопасности.
133 ландшафтных пожара зафиксировано в Красноярском крае — площадь покрытия составила около 342 Га. Больше всего возгорание затронуло Красноярск, Канск, Минусинск, Березовский и Емельяновский районы. В Красноярске огонь с травы добрался до припаркованных автомобилей, четыре из которых сгорели дотла. А в Канском районе под угрозой пожара оказались дачные постройки — 15 сооружений полностью уничтожены.
Жители Омской области жалуются на запах гари и смог — там за 16 и 17 апреля МЧС обнаружили 283 термические точки. В ведомстве сообщили, что предварительным источником возгорания в регионе стало неосторожное обращение с огнем. Дым от горящей травы распространился дальше Называевского района и уже достиг Тюмени.
На днях пожары добрались и до Дальнего Востока: в Хабаровском крае ликвидировали как минимум десять очагов площадью 1,8 тыс. Га. Тем временем в Приморском крае за минувшие выходные зарегистрировали 70 природных пожаров.
МЧС РФ ввело запрет на посещение и провоз техники в 14 регионах России — Воронежской, Калининградской, Самарской, Курганской, Тюменской, Свердловской, Омской, Амурской областей, Забайкальского, Хабаровского, Красноярского краев, Хакасии, Тувы и Бурятии. В районах, где пожары продолжаются, спасатели проводят рейды и патрулируют частные секторы и дачные товарищества, чтобы напомнить жителям о соблюдении противопожарной безопасности и выявить нарушителей.
Чем опасны эти пожары?
Исследования воздуха за 18 апреля в районах, где бушует стихия, показали явное превышение концентрации частиц РМ2,5 от 1,2 до 1,9 раза и диоксида серы в 1,2 раза. Такие частицы способны миновать биологические барьеры живых организмов и попадать внутрь. Годами они накапливаются в теле, не вызывая явных опасений за здоровье. Но в долгосрочной перспективе РМ2,5 опасны для дыхательной и сердечно-сосудистой систем и, более того, провоцируют до 5% смертей от полученных заболеваний, включая рак легких.
Отдельное опасение вызывает увеличивающаяся площадь возгорания. По данным Информсистемы государственного дистанционного мониторинга лесных пожаров, в 2021 году к этому времени огонь прошел по 915,6 тыс. Га — в текущем году площадь достигла уже 2,2 млн Га за тот же период. «Пока в официальные сводки попадают далеко не все возгорания, ведь в основном горят леса на землях сельхозназначения или на спорных землях, у которых нет четких границ», — отметил представитель «Гринписа России» Алексей Ярошенко. В результате лесных пожаров в Сибири в 2021 год выгорели более 17 млн гектаров — это рекордные показатели по миру за все время спутниковых наблюдений.
Если пламя продолжит распространяться, то будут уничтожены уникальные экосистемы и выброшены в атмосферу токсичные углекислый и угарный газ, а также окись азота. От чрезмерного задымления пострадают жители городов и поселков. Особенно опасно задымление воздуха для грудничков — под воздействием токсинов увеличивается вероятность врожденных пороков сердца.
Кроме того, далеко не все районы вовремя открывают пожароопасный сезон, из-за чего очаги возгорания не успевают фиксировать своевременно и, соответственно, растет число пострадавших. «Противопожарных мер на региональном уровне принимается недостаточно <...> Как следствие, отсутствует авиационное патрулирование на территории лесничеств, где уже зарегистрированы пожары», — говорит заместитель руководителя Рослесхоза Алексей Венглинский.