Netflix теряет деньги и подписчиков. Что происходит и при чем тут Россия?
Стриминговый сервис Netflix отчитался о сокращении своей аудитории на 200 тыс. человек за первый квартал этого года. Согласно заявлению компании, платформа впервые за более чем десять лет столкнулась со снижением числа подписок. Это вызвало падение акций Netflix на 26% на Нью-Йоркской бирже, а также потерю 40% рыночной стоимости компании. Из-за чего замедлился рост выручки, какие причины послужили этому и что будет дальше? Разбираемся.
У падения Netflix есть несколько причин
Уход из России. Несмотря на развитое интернет-пиратство, в России нашлось достаточное количество платежеспособных людей, которые легально пользовались платформой. Согласно заявлению самой компании, после того, как она ушла с российского рынка, сервис потерял 700 тыс. подписчиков.
По данным Telecom Daily, в 2021 году на Netflix приходилось около 9% доходов от стриминговых услуг в России. При этом в марте прошлого года сообщалось, что по сравнению с 2020-м доля компании на российском рынке выросла вдвое. Российская выручка Netflix в прошлом году составила 4,18 млрд рублей, а чистая прибыль — 243 млн рублей.
Дорогая подписка. Помимо россиян, компания потеряла еще 600 тыс. человек из США и Канады. По мнению аналитиков, основная причина оттока в том, что Netflix достиг своего пика по росту аудитории в этих странах.
Кроме того, сервис начал терять подписчиков на фоне повышения цен. В США базовый тарифный план вырос с $9 до $10 в месяц, а стандартный — с $14 до $15,50. В Великобритании базовый и стандартный тарифные планы подорожали на £1 в месяц до £6,99 и £10,99 соответственно.
Один аккаунт на всех. Многие пользователи не покупают подписку, а делят ее с друзьями и близкими. Согласно последним данным, по всему миру около 100 млн домохозяйств используют Netflix именно таким образом. Это равносильно супермаркету, который позволяет каждому второму клиенту убежать домой с тележкой полной бесплатных товаров.
«Превратить этих людей в полноценных платежеспособных клиентов — задача не из легких, особенно в условиях, когда потребители ищут способы сэкономить деньги, а не потратить больше», — заявил генеральный директор Netflix Рид Хастингс.
Рост конкуренции. Еще одна проблема Netflix в том, что он больше не безальтернативный сервис, из-за чего регулярно сталкивается с высокой конкуренцией на рынке стриминга. Главные быстрорастущие конкуренты — это Disney и HBO Max. Apple и Amazon пока что не так популярны, но тоже набирают обороты.
Конец пандемии. Последние два года люди были прикованы к своим мониторам из-за коронавирусных ограничений, поэтому стриминговые сервисы стали неотъемлемой частью их жизни. Сейчас же ситуация изменилась, считает аналитик компании PP Foresight Паоло Пескаторе: привычки людей изменились, и теперь они думают дважды, прежде чем что-то купить.
Как Netflix будет бороться с проблемами
После сообщения Netflix о потере подписчиков акции компании на нью-йоркской бирже упали на 26%, а ее рыночная стоимость снизилась более чем на $30 млрд.
Рид Хастингс заявил, что компания готова изменить свою политику в области рекламы и пойти по пути конкурентов из HBO Max и Disney+. У сервиса появятся несколько более дешевых тарифов с поддержкой рекламных вставок. Разработку новой стратегии Netflix планирует завершить в ближайшие два года.
Тем не менее сейчас в компании прогнозируют дальнейшее снижение подписчиков: в следующем квартале компания уже готовится к потере 2 млн пользователей.
Доходы все еще растут, но акции падают
Представители Netflix объяснили, что резкий рост числа подписчиков во время пандемии исказил реальную картину роста компании. Сервис действительно теряет пользователей, но за первые три месяца этого года он получил выручку в размере $7,8 млрд, что на 9,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем чистая прибыль упала на 6% с лишним и составила около $1,6 млрд.
Однако выручка — не единственный критерий, поскольку резко снизилась привлекательность акций Netflix. Еще в начале года большинство аналитиков рекомендовали инвесторам покупать их в расчете на их рост, теперь же они начали понижать свои оценки. Эксперты банка UBS, например, пересмотрели рейтинг акций компании с рекомендации «покупать» до «нейтрального» статуса, ссылаясь на конкуренцию в стриминговом бизнесе, экономические трудности и перенасыщение рынка.
Потоковый сервис умирает?
Нет, но умирает текущая бизнес-модель Netflix: вливать миллионы долларов в огромное количество проектов одновременно. По данным исследователя Ampere Analysis, в прошлом году потоковые сервисы (в том числе Netflix) потратили более $50 млрд (это на 50% больше, чем в 2019 году, когда были запущены многие из новых потоковых сервисов) на новый контент в попытке привлечь или удержать подписчиков. Потери вынудили компанию повышать цену на подписку, однако план по привлечению не сработал.
Аналитики считают, что плану Netflix помешала сложная экономическая ситуация в мире. Кроме того, вкладывать с каждым годом все больше и больше денег в сериалы и кино теперь кажется бессмысленной затеей. Согласно исследованию Digital Media Trends от Deloitte, поколение Z проводит минимум времени за просмотром продолжительного контента и предпочитает TikTok, либо компьютерные игры.
━━━━━
Никита Прунков