Оружие ограниченного поражения: почему санкции против России не работают?
Спецоперация на Украине продолжается уже два месяца, и столько же Россия живет под «адскими санкциями» Запада. Введенные ограничения оказались гораздо жестче, чем того ожидали, и наша экономика понесла серьезные потери. Но несмотря на угрозы западных политиков и негативные прогнозы экспертов, экономического коллапса так и не произошло. Разбираемся, как санкции повлияли на российскую экономику и почему на Западе заговорили об их отмене.
Главные итоги санкционных месяцев
Российская экономика серьезно пострадала. Санкции могут обойтись нашей стране в 10% ВВП и привести к ускорению инфляции до 20% (в марте она была на уровне 16,7%). Центробанк РФ потерял доступ к половине международных резервов. Однако власти заверяют, что России все еще в состоянии платить по внешним долгам.
Из России ушли больше 750 иностранных компаний. По данным Йельской школы менеджмента, 299 фирм прекратили свой бизнес полностью, 364 не исключают возвращения в ближайшем будущем, 112 свернули деятельность только частично, а 181 продолжает работать как обычно. Власти пока что не фиксируют роста безработицы, но эксперты уверены, что она может увеличиться до 7,8%.
Фондовый рынок заметно просел. После февральского обвала российские биржи вынужденно простаивали месяц из-за запрета ЦБ на торги. 24 марта Мосбиржа открылась столь же стремительным ростом, который продолжался четыре дня. Позже индексы все же перешли к снижению, но негативные прогнозы на повторный обвал все же не оправдались.
Стоимость рубля почти не изменилась. В марте курсы доллара и евро улетели далеко за 100 руб. Однако своевременные меры властей укрепили положение российской валюты — месяц спустя она вернулась к досанкционным значениям января-февраля. Курс остается волатильным, но доллар и евро торгуются в районе 75-80 руб., несмотря на смягчение валютных ограничений и снижение рекордной ключевой ставки.
Доходы бюджета резко выросли. Только за первые три месяца 2022 г. Россия заработала $58,2 млрд — это в два раза выше доходов за I квартал прошлого года. По прогнозу Института международных финансов, в этом году наша страна достигнет рекордного профицита в $250 млрд. Таким показателям мы обязаны увеличением выручки от продажи энергоресурсов и сокращением затрат на импорт. Но эксперты все равно уверены, что эти деньги способны нивелировать эффект от заморозки резервов ЦБ.
Санкции не сработали?
Действия Запада больно ударили по российской экономике — цепочки производства оказались разорваны, а ключевые банки попали в изоляцию от основных международных финансовых систем. При этом обещанного «крушения» российской экономики не произошло. Да и «адские санкции» не достигли главной цели — военная операция на Украине продолжается, а россияне только сплачиваются вокруг действующей власти.
Еще до начала военной операции западные СМИ признавали, что Москва обстоятельно подготовилась к санкциям, снизив зависимость от международной финансовой системы и проведя частичное импортозамещение. В марте стало ясно, что эти усилия оправдали себя. Россия выдержала удар самыми жесткими ограничениями, и у Запада практически не осталось инструментов для влияния на ситуацию.
Сократить доходы Москвы может только полное энергетическое эмбарго со стороны Запада. США запретили покупать российскую нефть, и это обернулось для них чувствительным топливным кризисом и проблемами с союзниками. Евросоюз не может решиться на то же самое — Европа сильно зависит от газа из РФ, и отказ от него грозит ей непредсказуемыми последствиями. По этой причине Еврокомиссия даже пошла на уступки Москве, постановив, что оплата российских энергоносителей рублями не будет считаться нарушением санкций.
Западу также не удалось сделать санкции по-настоящему многосторонними, хотя эксперты считают это одним из ключевых мерил их эффективности. Сейчас Россия может хотя бы частично нивелировать эффект от ограничений, торгуя с Индией и Китаем. Чтобы обрубить эти каналы, необходимо ввести вторичные санкции против компаний из третьих стран. Но на этот шаг не хочет идти уже Вашингтон, ведь чрезмерное давление может привести к окончательному разрыву с Китаем и ударить по американским союзникам.
Что Запад будет делать дальше?
Пока что США и ЕС продолжают действовать по инерции — символически ужесточают ограничения против уже подсанкционных предприятий и расширяют черные списки физических лиц, но это почти никак не влияет на российскую экономику. Один из архитекторов антироссийских санкций 2014 года Адам Смит уверен, что санкции скоро заработают — для этого нужно просто потерпеть.
«В действительности некоторые санкции не созданы для того, чтобы сразу же жестко закрутить гайки. Но скоро это произойдет», — сказал он изданию Intelligencer, приведя в пример запрет на экспорт полупроводников и компьютерного оборудования.
Другие же обозреватели не разделяют оптимизм Смита. Они напоминают, что Запад и сам страдает от экономической войны, поэтому во избежание длительной рецессии ему рано или поздно придется менять модель поведения. Даже если это будет означать частичную или полную отмену санкций.
«Предложив России возможность для выхода из последних санкций, мы можем поспособствовать мирному урегулированию на Украине и заодно стабилизировать международные рынки энергоресурсов, — пишет колумнист издания The Hill Марк Джофф. — Хороший инвестор знает, что диверсификация — это наилучший способ уменьшить риск. Диверсификация источников нефти снижает риск внезапных скачков цен на нее».
Американская газета The New York Times тоже считает, что санкции достигли своих пределов и Вашингтону нужно начинать думать о разработке механизма их отмены.
«США следует иметь на руках четкий план, как и при каких обстоятельствах будет приемлемо откатить последние санкции… Достойно похвалы, что мы отнеслись с уважением к украинцам, которые находятся на передовой в этом ужасном конфликте. Но разработка четких задач и обсуждение условий для отмены санкций — это важный фактор их успеха. Слишком часто санкции оставались в силе на протяжении десятилетий без оценивания того, выполняют ли они свое предназначение», — пишет она.
━━━━━
Виталий Рюмшин