футбол
Репродукция АСС
Репродукция АСС

Блокадный футбол. Как и для чего проводились матчи в осажденном Ленинграде?

Спортсмены были истощены и с трудом держались на ногах, но все равно выходили на поле ради того, чтобы продемонстрировать стойкость защитников города

27 января 1944 года Ленинград был освобожден от блокады, которая продолжалась 872 дня. 6 мая 1942-го в осажденном городе состоялся первый футбольный матч, призванный продемонстрировать то, что его защитники не сломлены. Затем было проведено несколько встреч, главная из которых прошла 31 мая того же года. Как именно организовали те игры, кто в них участвовал и какие цели ставили перед собой спортсмены? Рассказываем главное в День победы.

Первый матч

Немецкие войска сомкнули кольцо вокруг Ленинграда 8 сентября 1941-го. Городу предстояло выдержать не только непрекращающиеся артобстрелы и недостаток продуктов, но и на редкость суровую зиму 1941/42 года. От голода и страшных морозов погибли сотни тысяч человек. Весной немецкая пропаганда начала распространять слухи о том, что Ленинград уже лежит в руинах и почти полностью вымер, поэтому скоро в него можно будет спокойно войти без всякого сопротивления.

В связи с этим к началу мая руководство городского отделения партии поставило задачу поднять боевой дух и продемонстрировать то, что люди не сломлены. И одним из важных символов стойкости ленинградцев должен был стать именно футбольный матч. Это был своего рода вызов врагу — в «мертвом городе» спокойно живут и играют в футбол, вместо того чтобы валиться с ног и просить о пощаде. Вопреки голодному отчаянию, жители сохранили жажду жизни и праздника. По мнению некоторых руководителей, это мероприятие должно было дать людям больше, чем новость об очередном незначительном сражении.

Принято считать, что первая игра состоялась 6 мая 1942 и именно с нее нужно вести отсчет спортивных мероприятий того периода. Однако сведений об этом матче сохранилось крайне мало. Некоторые историки и вовсе ставят под сомнение то, что встреча состоялась в этот день, ссылаясь не только на отсутствие официальной информации, но и на тот факт, что 6 мая в Ленинграде все еще стояла ужасная погода. Кто-то рассматривает ее просто как «тренировочную» перед главным матчем, который состоялся в конце мая. О той игре можно судить только по послевоенным свидетельствам футболистов и очевидцев. В их числе, к примеру, был вратарь ленинградского «Динамо» Виктор Набутов — отец известного спортивного журналиста и комментатора Кирилла Набутова.

Согласно рассказу полузащитника «Динамо» Валентина Федорова, все началось с того, что его вместе с одноклубником Аркадием Аловым вызвали в военный отдел горкома партии. Там им сообщили о том, что Военный совет Ленинградского фронта принял решение о проведении футбольного матча для поднятия боевого духа жителей осажденного города. Перед Федоровым и Аловым поставили задачу, как можно быстрее найти футболистов и составить из них две команды. Преодолев объяснимые сложности с организацией, спортсмены все-таки справились с задачей.

В тот майский день «Динамо» на своем стадионе на Крестовском острове встретилось с командой моряков Краснознаменного Балтийского флота и одержало победу со счетом 7:3. Судил ту игру известный советский арбитр Николай Усов. Матч состоял из двух таймов по 30 минут. По другим версиям, футболисты провели на поле все 90 минут. Данных о полных составах команд не сохранилось.

Следующие игры

Многие исследователи рассматривают встречу 6 мая лишь как «тренировочную». Главный же матч, с которым в первую очередь и ассоциируется блокадный футбол, прошел 31 мая. Тогда «динамовцы» встретились с командой Ленинградского металлического завода. Она была составлена из игроков «Зенита», «Спартака» и других местных коллективов и была названа «командой Н-ского завода».

Капитаном той оперативно организованной сборной стал полузащитник «Зенита» Александр Зябликов. По его воспоминаниям, в начале мая он совершенно случайно встретился на улице с игроком «Динамо» Дмитрием Федоровым, который неожиданно предложил провести матч. Почти все футболисты предвоенного «Зенита» трудились на том самом Металлическом заводе вместе с Зябликовым, который был заместителем начальника противовоздушной обороны цеха. Однако найти тех, кто мог пробегать хотя бы пять минут, было непростой задачей. Все вокруг с трудом стояли на ногах от истощения. Заводчане не смогли отыскать вратаря, поэтому в ворота встал защитник Иван Куренков. Кроме того, «Н-скому заводу» не хватало одного футболиста, поэтому «динамовцы» уступили своего игрока Ивана Смирнова.

Ни о каком футболе, естественно, мы и не помышляли. Проблем с комплектованием у нас было больше. Пришлось собирать игроков из “Спартака” и других городских команд. Некоторые включенные в состав так и не вышли на поле – настолько обессилили от голода. Форму нам дали соперники. “Динамовцы”, которым удалось немного потренироваться, предлагали играть два тайма по 45 минут. Заводчане соглашались только на два по 20. “Давайте сначала полчаса, — сказал я, подойдя к судье Павлову. — Если выдержим, то и все 45 минут”. У нас не было вратаря, поэтому в ворота встал защитник Иван Куренков, но все равно не хватало еще одного футболиста. Тогда “динамовцы” уступили нам своего игрока Ивана Смирнова. И все-таки мы выдержали два тайма, потому что понимали: город должен узнать, что мы играли.

Александр Зябликов, Полузащитник «Зенита» и капитан «Н-ского завода»

Согласно свидетельствам очевидцев, в 1942 году для игры в футбол на «Динамо» было пригодно только одно из трех запасных полей. На главную арену упал немецкий снаряд, а на двух других выращивали овощи: картошку, брюкву и капусту. И только на третьем поле, слева от главного входа, можно было играть в футбол. Причем игроков просили не бить сильно в аут, чтобы не повредить овощи, которые были на вес золота. Когда закончился первый тайм, игрокам предложили отдохнуть, но они ответили, что отдыхать не будут, потому как если присядут, то уже не смогут встать. По ходу встречи полузащитник «Н-ского завода» Анатолий Мишук, недавно выписавшийся из больницы после лечения от дистрофии, потерял сознание прямо на поле.

Весной меня поместили в заводской стационар в последней стадии дистрофии. Когда вышел оттуда, меня разыскал Зябликов, сказал, что будет игра. Кажется, я был самым слабым из наших. Помню такой эпизод: идет несильная длинная передача. Я, как сотни раз делал в довоенных матчах, принимаю мяч головой, а он… сбивает меня с ног.

Анатолий Мишук, Полузащитник «Зенита» и «Н-ского завода»

У футболистов «Динамо» было значительно больше физических сил, поэтому они одержали уверенную победу со счетом 6:0. По два гола забили Аркадий Алов и Константин Сазонов. Но конечно, результат в тот день не имел никакого значения, потому что все участники той встречи совершили маленькое чудо и стали триумфаторами. Соперники покидали поле в обнимку, и не только потому, что были благодарны друг другу за игру, но прежде всего потому, что так было легче идти после той невероятной нагрузки. Из-за нее некоторые участники еще несколько недель с трудом передвигались и работали.

Составы команд

«Динамо»: Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Валентин Федоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Евгений Улитин, Александр Федоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев

«Н-ский завод»: Иван Куренков («Спартак»), Александр Фесенко, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Алексей Лебедев, Николай Смирнов (все – «Зенит»), Иван Смирнов («Динамо»), Петр Горбачев, Николай Горелкин, Леонид Лосев

Это была грандиозная победа, которая на следующий день стала всеобщим достоянием благодаря радиорепортажу на передовой, вызвавшему невероятное воодушевление среди солдат. Прямая трансляция, о которой говорится в некоторых источниках, вряд ли могла быть, потому как немцы были способны легко перехватить сигнал и узнать, где собрались люди и куда следует нанести артудар. Бывший нападающий «Динамо» Николай Светлов, находившийся в то время на линии фронта и услышавший о матче по радио в окопе, рассказывал, что никогда не забудет тот день.

Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах в 500 метрах от немцев услышал репортаж со стадиона “Динамо”. Я сначала не поверил, побежал в землянку к радистам, и они подтвердили: верно, передают футбол. Что делалось с бойцами! Это был такой боевой подъем, что если бы в тот момент был дан сигнал вышибить немцев с их траншей, плохо бы им пришлось!

Николай Светлов, Нападающий «Динамо»

2 июня заметка о матче была напечатана в газете «Ленинградская правда». А уже 7 июня состоялась повторная игра, в которой «Н-ский завод» был очень близок к реваншу и добился ничьей — 2:2. После этих матчей спортивные соревнования в осажденном городе стали проходить на регулярной основе. И они выполняли свою важнейшую роль — ненадолго отвлечь людей от ужасов войны и помочь им поверить в то, что жизнь продолжается, что врагу не победить и этот город никогда не сдастся.

В 1991 году на стене у входа на стадион «Динамо» на Крестовском острове была установлена мемориальная доска. На ней изображены силуэты футболистов и высечены следующие слова: «Здесь, на стадионе "Динамо", в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 г. ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода».

Алексей Сыровежкин