25 лет назад компьютер впервые победил чемпиона мира по шахматам. Как это было?
11 мая 1997 года в Нью-Йорке завершился матч между Гарри Каспаровым и шахматным суперкомпьютером «Deep Blue». Тогда машина впервые оказалась сильнее чемпиона мира. До того дня человек побеждал за счет творческого подхода и неординарных ходов, однако затем даже у сильнейших гроссмейстеров не было шансов против искусственного интеллекта. Рассказываем историю этого противостояния людей и машин.
Участники матча
Гарри Каспаров — 13-й чемпион мира по шахматам. Он удерживал звание по версии ФИДЕ с 1985 по 1993 год. По многим версиям признается одним из величайших шахматистов в истории. Талант Каспарова ярко проявился еще в детстве, за счет чего в 10-летнем возрасте (в 1973 году) он был принят в школу экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника.
В начале 1976-го 12-летний Каспаров одержал победу на первенстве СССР по шахматам среди юношей, большинство участников которого были старше на несколько лет. В 1980-м он выиграл чемпионат мира среди юношей, а уже на следующий год разделил первое место на взрослом чемпионате СССР.
Каспаров завоевал титул чемпиона мира в 1985 году в противостоянии с другим великим советским игроком — Анатолием Карповым. В 1993 году в результате конфликта с ФИДЕ Каспаров решил организовать Профессиональную шахматную ассоциацию (ПША), чтобы провести чемпионский поединок без участия ФИДЕ. В ответ на это организация лишила его звания чемпиона и разыграла шахматную корону между претендентами. После этого на протяжении 13 лет вплоть до 2006-го в мире было два чемпиона. Гарри Каспаров удерживал звание сильнейшего гроссмейстера по версии ПША до 2000 года.
Первый раунд противостояния с искусственным интеллектом для советского шахматиста состоялся еще в 1989 году. Тогда в соперниках была программа «Deep Thought», которая впервые в истории обыграла в официальном турнире международного гроссмейстера — датчанина Бента Ларсена.
Матч состоял из двух блиц-партий, которые Каспаров с легкостью выиграл в эффектном комбинационном стиле. Сразу после этого он заявил, что не верит в то, что машина когда-нибудь сможет обыграть сильнейшего шахматиста. Человек с помощью творческого подхода всегда сможет найти нестандартные решения, которые поставят расчетливую программу в тупик.
Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ (электронно-вычислительная машина) в состоянии сочинять самую лучшую музыку, писать самые лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту своим долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу.
一 Гарри Каспаров«Deep Blue» — шахматный суперкомпьютер, созданный компанией IBM в 1995 году. Название дословно означает «темно-синий» или «глубокая печаль» в литературном переводе. Он был создан с участием сильнейших гроссмейстеров на основе своих многочисленных предшественников, в том числе «Deep Thought», специально для того, чтобы обыграть Каспарова.
Первый матч состоялся в феврале 1996-го в Филадельфии. Дополнительной мотивацией для Каспарова был в том числе и приличный призовой фонд — 500 тыс долларов. Тогда чемпион неожиданно начал с поражения — та партия стала первой, выигранной компьютером у действующего чемпиона мира при обычном контроле времени. Но затем Каспаров смог показать свою лучшую игру и взять три партии, а две свести вничью. Таким образом, встреча завершилась со счетом 4:2 в пользу человека.
К весне 1997-го IBM представила обновленную версию компьютера для участия в матче-реванше. «Deep Blue» использовал 510 процессоров, которые были способны перебирать 2,5 млн шахматных позиций в секунду.
Победа компьютера
На этот раз призовой фонд был увеличен до 1,1 млн долларов, из которых 700 тыс должен был получить победитель. Шестиматчевый поединок с нормальным контролем времени (120 минут на 40 ходов) прошел с 3 по 11 мая 1997 года в Нью-Йорке. Компьютер находился в отдельном помещении, в то время как за доской напротив Каспарова сидел представитель команды IBM. Связь осуществлялась через специальный монитор. За ходом каждой партии следили арбитр и приглашенный гроссмейстер.
Первая партия завершилась в пользу Каспарова, причем после очевидной ошибки «Deep Blue», которую разработчики назвали «багом» — в какой-то момент программа просто зависла и не смогла решить, что ей делать дальше.
Вторая партия стала самой противоречивой и во многом решающей, потому что после нее Каспаров начал терять самообладание и тратить слишком много времени на споры. Примечателен не сам факт поражения, а некоторые странности в игре компьютера, которые дали повод Каспарову заявить, что команда IBM жульничала и получала в решающие моменты помощь от гроссмейстеров.
После пятой партии Каспаров потребовал от IBM log-файлы «Deep Blue», которые впоследствии были опубликованы. Чем дальше, тем чемпион все сильнее утверждался в том, что машина просто не может так играть — в какие-то моменты он просто не мог объяснить ее логику. Таким образом, в те дни мировая общественность впервые получила повод сказать, что машина научилась принимать «творческие» и «нестандартные» решения.
После невероятного напряжения того матча, которое усугублялось подозрительным поведением IBM и моей склонностью к сомнениям, я не был готов легко признать поражение. Честно говоря, я никогда не умел проигрывать. Человек, который легко смиряется с поражением, никогда не станет настоящим чемпионом, и этот принцип, конечно, справедлив и в моем случае. Но я верю в честную борьбу. Тогда же я считал, что IBM обманула меня — а также весь мир, пристально следивший за нашим матчем.
一 Гарри КаспаровОднако в интервью 2016 года Каспаров отметил, что после долгих анализов, изучения своих решений и ходов противника он осознал, что ошибался и больше не разделяет свои прежние суждения об этой партии. В этом же духе он высказывался в своей книге «Deep Thinking».
Меня спрашивали бесчисленное количество раз: “жульничал ли Deep Blue?”, и мой откровенный ответ всегда был: “я не знаю”. После двадцати лет самокопаний, разоблачений и анализа мой ответ теперь: “нет”.
一 Гарри КаспаровВ следующих партиях Каспаров играл значительно осторожнее, избирая антикомпьютерные стратегии и уклоняясь от острых дебютов. Третья, четвертая и пятая партии встречи прошли в упорной борьбе и завершились вничью. Таким образом, к решающему шестому раунду соперники подходили с равным балансом. «Deep Blue» с самого начала действовал агрессивно и неожиданно пожертвовал конем на восьмом ходу, а Каспаров так и не смог наладить оборону и после ряда неудачных решений признал поражение уже на 19-м ходу. Противостояние завершилось со счетом 3,5:2,5 в пользу компьютера.
Эксперты отмечали, что Каспаров недооценил соперника и не показал в те дни свою лучшую игру. Также не могло не сказаться сильнейшее нервное напряжение. А без допущенных грубых ошибок гроссмейстер вполне мог бы выиграть ту встречу. Однако это лишь бы отсрочило неизбежное — машина все равно бы вскоре обыграла одного из чемпионов мира.
Поражение Каспарова вызвало широкий резонанс и стало одним из самых обсуждаемых спортивных событий 1997 года, а также принесло огромный имиджевый успех и доход компании IBM. В дальнейших битвах против машин люди так и не смогли вернуть себе инициативу. Каспаров с большим трудом перенес это поражение и на следующие матчи согласился лишь в 2002-м, а затем в 2003 году. Его соперниками были программы «Deep Junior» и «Deep Fritz». Обе игры завершились вничью, после чего чемпион сделал заявление о том, что уже через несколько лет у человека не будет никаких шансов против сильнейших шахматных программ.
Заключительной главой противостояния людей и машин стал матч 2006 года между чемпионом мира Владимиром Крамником и шахматной программой «Deep Fritz», которая одержала уверенную победу со счетом 4:2. После поражения Крамника общественный интерес к подобным встречам значительно снизился, что сказалось на бюджете. Матчи начали проводиться с укороченным контролем времени, нередко человеку давалась фора, но даже ее было недостаточно для серьезной борьбы. Шахматные программы перестали быть соперником для людей.
Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей — лучших из лучших — и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше… Современные программы обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы… В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.
一 Сергей Шипов , Международный гроссмейстерЯ иногда сражаюсь с программой “Гудини” и могу сравнивать. В поединке против компьютера тебя не покидает чувство обреченности.
一 Сергей Карякин, Международный гроссмейстерПосле матча 1997 года в Нью-Йорке «Deep Blue» никогда не участвовал в официальных матчах — ни против людей, ни против других машин, несмотря на проведение специальных турниров между лучшими из программ. Сейчас один из блоков компьютера хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, а второй – в Национальном музее Американской истории в Вашингтоне. Платы остались в исследовательском центре IBM.
Об историческом противостоянии Гарри Каспарова и «Deep Blue» было написано сразу несколько книг. Американский режиссер индийского происхождения Викрам Джаянти в 2003 году снял документальный фильм «Игра окончена. Каспаров против машины», а британский драматург Мэтт Чарман в 2013-м посвятил матчу пьесу под названием «Машина».
━━━━━
Алексей Сыровежкин