Беспризорные и безнадзорные: как и почему дети оказываются на улице
14 мая стало известно о смерти правозащитника Андрея Бабушкина — два десятка лет он помогал беспризорникам, возвращая их семьям и передавая социальным службам. Благодаря инициативе Бабушкина и других правозащитных организаций в 2002 году президент подписал указ о борьбе с беспризорностью, что позволило кратно сократить число детей на улицах. В память об общественном деятеле мы разобрались в феномене беспризорности и поговорили с основателем организации «Право ребенка» Борисом Альтштейном — одним из соратников Андрея Бабушкина — о том, как и почему дети оказываются на улицах.
Кто такие беспризорные и безнадзорные дети?
Беспризорники — несовершеннолетние без дома и родителей, живущие на улице. Безнадзорные — тоже дети с улицы, чьи родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и финансовому обеспечению. Таким образом, принципиальная разница состоит в наличии места жительства и родителей.
«Часто много путаницы в этих понятиях. Беспризорник болтается на улицах, потому что больше негде. Безнадзорный ребенок просто проводит много времени на улице, а иногда там и ночует, — объясняет Борис Альтштейн. — Раньше они сидели на Тверской улице, пили и нюхали дрянь. Рядом лежали матрасы, на которых они спали. Сегодняшние безнадзорники — это дети, чьи родители пьют и не думают о психическом и физическом здоровье своего ребенка».
Чем они отличаются от остальных детей?
Для живущих на улице детей характерно неумение общаться, отчужденность, низкий уровень интеллектуальных способностей, безразличие к судьбе других и низкая самооценка. Беспризорные дети склонны к ранней половой жизни — при этом они игнорируют правила безопасности и оттого больше подвержены риску развития венерических заболеваний.
Альтштейн подтверждает: «Один беспризорник в социальном приюте за одну ночь научит десять домашних или безнадзорных детей групповому сексу. Им как будто все дозволено — вот в чем их главное отличие». Кроме того, эти дети забывают о гигиене, поэтому часто они нечистоплотны и неряшливы.
Беспризорники создают собственную субкультуру, в которой можно легко получить признание (в отличие от семьи) и личностно состояться. Внутри сплоченных беспризорных групп старшие опекают младших, в то время как вторые зарабатывают больше милостыни. Беспризорники самоутверждаются через протест и отрицание общепринятых этических норм. Все это сочетается с развитием таких нравственно-дворовых понятий, как верность, честь, долг и совесть — собственно, и диктующих неписаные правила жизни беспризорников.
Как и почему дети оказываются на улице?
Главной причиной роста числа беспризорников были социально-экономические катастрофы — войны, природные стихии, революции и другие бедствия. За ними следовали большие людские потери: дети теряли родителей и оказывались на улице.
В 90-е годы рост числа беспризорных детей произошел из-за экономического кризиса и нищеты — этому сопутствовали безработица, ослабление семейных устоев и морально-психологический кризис. К началу 2002 года число таких детей по разным оценкам составляло от одного до четырех миллионов. «Тогда произошло полное разложение общества, чему помогло отсутствие какой-либо помощи от государства», — говорит Альтштейн.
На улице беспризорных детей никто не отлавливал: в 00-е полиция не могла задерживать детей без факта совершения преступления. Вплоть до 2002 года, пока Владимир Путин не подписал указ о борьбе с беспризорностью, который долгое время продвигали Андрей Бабушкин и правозащитная организация «Право ребенка». Сейчас полиция имеет право задерживать детей до 16 лет при подозрении, что у них нет дома, до выяснения наличия законных опекунов и семейных обстоятельств.
Раньше социальные службы тоже не обращали внимания на содержание детей в неблагополучных семьях. Из-за этого несовершеннолетние наблюдали за пьющими родителями, становились жертвами семейного насилия и сбегали из дома. Согласно исследованиям, более 40% родителей беспризорников и безнадзорных детей злоупотребляли алкоголем, 24% уклонялись от воспитания и не смотрели за детьми, 14% не смогли заботиться из-за финансовых проблем.
Что с такими детьми происходило дальше?
Беспризорных и безнадзорных детей на улицах забирала полиция или органы соцзащиты, после чего их отдавали во временные социально-реабилитационные центры и, в конечном счете, — детские дома. «Конечно, были дети, которые с радостью возвращались к нормальной жизни, а были и те, которые ничего не хотели — но это был вопрос накопившихся психологических проблем», — отмечает правозащитник.
Но сложившийся механизм не всегда работал правильно. Альтштейн приводит типичную историю, как дети, например, из неполной семьи могли оказаться в приюте: «Одинокая мать работала день и ночь, чтобы прокормить детей. Подростки ходили в школу, потом где-то болтались, спали дома и ничего страшного не делали. Но на улице их нашла милиция: матери выписали штраф, а детей в итоге забрали в детдом».
Сколько беспризорников в России сейчас?
Несмотря на то, что механизм по борьбе с беспризорностью отрегулирован законом, а количество детей на улицах кратно снизилось, МВД продолжает находить сбежавших из дома несовершеннолетних или оставшихся без родителей. Если в 2010 году в России выявили около 100 тыс. беспризорных детей, то в 2020 году — чуть меньше 60 тыс. К числу задержанных на улице эксперты также прибавляют детей школьного возраста, не посещающих школу.
В регионах количество беспризорников прямо пропорционально качеству жизни. В «антитопе» — Тыва, Марий Эл, Псковская область, Хабаровский край и Курганская область.
При этом назвать точное количество беспризорных и безнадзорных детей в отдельности не так просто, потому что государство ведет совместный учет. Добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» считает, что опубликованная статистика однозначно приуменьшена — хотя бы потому, что неблагополучные семьи, из которых сбегают дети, редко подают заявление о пропаже.
Сейчас проблемами сирот в России занимаются государство (приюты, детские дома) и частные благотворительные фонды — Российский детский фонд, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Фонд профилактики социального сиротства и другие. Кроме прямой работы с детьми, они консультируют семьи, нуждающиеся в помощи, обучают семейных специалистов и проводят благотворительные акции.
На взгляд Бориса Альтштейна, главная проблема беспризорности теперь состоит не в механизме работы социальных и оперативных служб, а в самом институте семьи, который переживает глубочайший кризис. «У родителей отнимают детей, когда те не выполняют свои обязанности. В результате мы видим порядка ста судебных решений в год по лишению родительских прав». Правозащитник уверен, что этому способствует Семейный кодекс РФ: почти 50 пунктов перечисляют основания, на которых ребенка можно забрать из семьи, и есть лишь одна статья о том, как эту семью восстановить.
━━━━━
Эльвира Асмакиян