Сентиментальное, тонкое и эклектичное: почему вам стоит посмотреть иранское кино
Российские телеканалы начнут показывать иранские фильмы и сериалы. По словам главы культурного представительства при посольстве Ирана в РФ Масуда Ахмадванда, это будут «простые, но интересные» картины с «великолепной игрой актеров, богатыми костюмами и интересными сюжетами». Как зародился иранский кинематограф и на какие работы стоит обратить внимание? Изучили и рассказываем.
Как зародилось кино в Иране?
В Иране, как и в других странах, кинематограф появился в начале XX века. Чуть позднее стали открываться первые кинотеатры. Отечественных фильмов они не показывали — на экранах часто шли работы, привезенные из России. Развиваться локальное кино начало в 1925 году, когда армяно-иранский режиссер Ованес Оганян открыл первую киношколу. Получивший образование в Российской Империи, Оганян снял первый полнометражный немой иранский фильм «Аби и Раби» (ремейк популярной датской комедии).
Спустя несколько лет в Иране вышла первая звуковая картина «Девушка-лурка» — она стала хитом местного проката, но мир покорить не смогла. Активное развитие жанра началось уже в 1960-е, когда иранские работы дошли до Европы. «Корова» Дарьюша Мехрджуи получила международные награды, а власти стали активно поддерживать режиссеров и даже создали отдел кино в Министерстве культуры. Но у иранского кино была одна проблема — цензурирование.
Та же «Корова» хоть и получила финансирование, но в итоге была запрещена для показа. Чтобы лента попала на международные конкурсы, ее вывозили контрабандой, а европейское жюри было вынуждено смотреть ее без субтитров. К сожалению иранских режиссеров, эти ограничения были только началом: правила ужесточились после смены режима в 1979 году, когда к власти пришли религиозные лидеры.
Прогремела исламская революция, а цензура начала свирепствовать настолько, что в первые четыре года не дала выпустить 1956 из 2208 фильмов местного производства. Некоторые кинематографисты уехали из страны, некоторые забросили дело всей жизни, а те, кто все же решил продолжать снимать, делали это неофициально.
Как цензура помогла кино?
С 1979 года и по сегодняшний день цензура в Иране запрещает показывать насилие, любые проявления сексуального характера, критику режима или религии. Минкульт страны, в свою очередь, тщательно следит за иранскими режиссерами и определяет, какие картины можно финансировать и отправлять на международные фестивали, а какие нужно запретить. Для большинства европейских стран такой уклад может показаться диким, но, возможно, именно вопреки деспотическому режиму иранским режиссерам удается создавать по-настоящему гениальные картины.
Цензура заставила авторов искать нетипичные методы повествования, а зрителей читать между строк и не воспринимать все слишком буквально. Чтобы избежать цензуры, авторы часто обращаются к зрителю с помощью детских героев и их взгляда на мир — возможно, это связано с тем, что цензоры более благосклонны к детской тематике.
Основные темы иранских фильмов — свобода, цензура, политика, религиозные чувства и уязвимое положение женщин. Иранские режиссеры часто берут на главные роли непрофессиональных актеров, не боятся излишней сентиментальности и при этом органично смешивают документалистику с игровым кино.
Три иранских фильма, которые нужно посмотреть
«Где дом друга» (1987)
По сюжету картины строгий учитель ругает маленького ученика Нематзаду за то, что тот сделал домашнее задание на листочке, а не в тетрадке, и рвет его работу у него на глазах. Друг мальчика Ахмед, вернувшись домой, понимает, что случайно забрал из школы его тетрадку вместе со своей, и на следующий день Нематзаду могут отчислить.
Он хочет помочь своему другу и рассказывает взрослым о случившемся, но им нет до этого дела (они заняты бытовыми проблемами). Тогда Ахмед решает сам отыскать дом Нематзаду, даже если ему придется пешком прийти в чужое село и обойти все дома в поисках товарища.
Режиссер Аббас Киаростами смог доступным языков объяснить, что все может быть не так плохо и уныло (даже если все чертовски плохо и уныло) — достаточно сохранить в себе частичку добра и всегда оставаться человеком.
«Развод Надера и Симин» (2011)
Оскароносная драма иранского режиссера Асгара Фархади рассказывает историю Надера и Симин, которые после четырнадцати лет брака решают развестись. Симин хочет уехать из Ирана вместе с дочерью, но Надер против — его отец страдает болезнью Альцгеймера, поэтому он не может покинуть страну.
Пока идет дело, Симин перебирается к своей матери, а Надер остается жить вместе с отцом и нанимает ему няню Разие. Оказывается, что у Разие достаточно своих проблем: ее муж давно не работает, а обязанности сиделки при уходе за стариком входят в противоречие с требованиями религии, так как она беременна.
Таким образом режиссер демонстрирует ограничения в бытовой жизни, которые диктует религия, и показывает, как иранцы вынужденно нарушают ее главные постулаты.
«Сезон носорогов» (2012)
Картина повествует об иранской супружеской паре, жизнь которой оказывается втянута в круговорот политических перемен. Многострадальный сюжет рассказывает о поэте Сахели, который был осужден режимом на тридцать лет, а его родные и близкие уже успели попрощаться с мужчиной.
Режиссер Бахман Гобади наполнил фильм огромным количеством метафор и скрытых смыслов, которые подчеркивают безысходность судеб героев. Он не боится говорить о проблемах женщин, ирано-иракских военных конфликтах и других пороках общества. Работа примечательна еще и тем, что продюсером стал Мартин Скорсезе, а одну из женских ролей сыграла Моника Беллуччи.
━━━━━
Никита Прунков