Сергей Карпухин/ТАСС
Сергей Карпухин/ТАСС

Пятая колонна Запада: зачем Турция блокирует новое расширение НАТО?

Эрдоган пользуется сложным положением США, чтобы добиться от них уступок. У него это уже получалось, может получиться и теперь

Скандал вокруг нового расширения НАТО набирает обороты. Начавшись как спор между Турцией, Финляндией и Швецией, он стремительно перерастает в конфликт Анкары и всего альянса. Турецкие власти пользуются заявками Хельсинки и Стокгольма, чтобы припомнить США прошлые обиды. На Западе же все громче говорят об исключении проблемного союзника из НАТО. Разбираемся, чего добивается Эрдоган, почему он решил выдвинуть требования именно сейчас и может ли Запад что-то противопоставить ему.

Не только Финляндия и Швеция

Турецкие власти блокируют расширение НАТО из-за сотрудничества Хельсинки и Стокгольма с Рабочей партией Курдистана (РПК) и связанными с нею курдскими организациями, которых Анкара считает террористами.

Наибольшие претензии высказываются в сторону Швеции — в ее парламенте заседают депутаты курдского происхождения, которые к тому же оказывают большое влияние на политику страны. Реджеп Тайип Эрдоган назвал ее «настоящим террористическим гнездом».

При этом Турция не отказывается от переговоров. Чтобы решить вопрос со вступлением в НАТО, она предлагает Финляндии и Швеции отказаться от сотрудничества с курдами, предоставить ей гарантии безопасности и возобновить экспорт оружия.

Турецкая газета Sabah пишет, что требования Анкары по курдам укладываются в 10 пунктов. Она добивается признания РПК террористической организацией, прекращения парламентского сотрудничества с представителями курдов, остановки финансирования СНС, блокировки их счетов, выдачи членов курдских формирований Турции и т.д.

Однако претензии Турции распространяются далеко за пределы Финляндии и Швеции, добавляет агентство Bloomberg. По его данным, у условий Эрдогана есть непубличная часть — туда вошли «пожелания» к США, вроде реинтеграции в программу истребителей F-35, продажи самолетов F-16 и снятия санкций за покупку российских комплексов С-400.

Кандидат на вылет?

Резкая поза Турции обескуражила западных политиков, рассчитывавших на «партийную солидарность» в НАТО на фоне украинского кризиса. Так, президент Финляндии Саули Ниинистё прямо заявил, что запутался в логике турецкого лидера.

«Мы с Эрдоганом говорили примерно месяц назад. Он сам поднял тему нашей заявки в НАТО и сказал, что оценивает ее положительно. Я его поблагодарил, и он с удовольствием это принял. Как можете понимать, теперь я немного в замешательстве», — сказал он 16 мая.

В свою очередь, власти США избегают конкретных комментариев о позиции Турции. 18 мая президент Джо Байден в ответ на вопросы о ситуации ограничился заверением, что «все будет хорошо». В Брюсселе также «надеются на преодоление разногласий».

Впрочем, не все реакции отличаются такой же сдержанностью. Депутаты Европарламента пригрозили Анкаре изоляцией, если та будет продолжать выступать против Швеции и Финляндии. Обозреватели рангом пониже и вовсе не жалеют эпитетов, призывая исключить Турцию из НАТО.

Вопросом о будущем Анкары в альянсе задались аналитики The Wall Street Journal Джо Либерман и Марк Уоллес: «Президент Эрдоган занял жесткую линию на то, чтобы саботировать процесс принятия будущих членов НАТО по политическим, местячковым и не относящимся к делу причинам. Это поднимает вопрос: должна ли Турция под предводительством Эрдогана оставаться в альянсе?»

«Исключите Турцию из НАТО, — написал, в свою очередь, колумнист канадской газеты The Toronto Sun Тарек Фатах. — Это должно решить сразу несколько проблем. До сих пор она представляла собой пятую колонну исламистов, внедренную в Запад, чтобы подорвать его».

Зачем это Эрдогану?

В позиции турецкого лидера нет двойного дна. Анкара действительно считает курдский вопрос главной угрозой национальной безопасности и готова ссориться с союзниками для отстаивания своей точки зрения. В 2019 году ряд западных стран ввели против Турции оружейное эмбарго из-за военной операции против курдских формирований на севере Сирии. Сейчас эта проблема вновь стала актуальной — накануне подачи заявок Финляндии и Швеции Турция начала еще одну операцию, на сей раз в Ираке.

В этих условиях Эрдоган использует консенсусный принцип принятия решений в НАТО для корректировки позиции Запада по курдам, призывая «поддержать легитимные операции [Анкары] или хотя бы не мешать ей». Эту схему он обкатал еще в 2009 г., когда пригрозил заблокировать кандидатуру Андерса фог Расмуссена на пост генсека НАТО из-за курдского телеканала «Рож-ТВ», который вещал из Дании.

Свою роль сыграли и натянутые отношения Турции с США. Эрдогана не устраивает, что Вашингтон отказывается выдавать ему проповедника Фетхуллаха Гюлена, вводит санкции из-за покупок оружия у России и устраивает демарши, вроде признания геноцида армян в 2021 г. Анкара стремится решить хотя бы часть проблем.

Стратегия Эрдогана может вновь сработать — ответить на турецкий демарш Западу практически нечем. На фоне кризиса в Восточной Европе США и ЕС важнее демонстрировать единство НАТО, чем заниматься проблемами далекого Ближнего Востока (показательно, что они никак не отреагировали на турецкую операцию в Ираке).

Тяжелая политическая ситуация, а также отсутствие юридических обоснований не позволяют исключить Турцию из НАТО или наказать ее другим образом. Эрдоган это прекрасно понимает и вовсю пользуется ситуацией, продолжая поднимать ставки новыми требованиями.

━━━━━

Виталий Рюмшин