Максим Стулов/«Ведомости»/ТАСС
Максим Стулов/«Ведомости»/ТАСС

«Любого ребенка можно заинтересовать финансами». Как говорить с детьми о деньгах?

Выдавать детям карманные деньги можно уже с 7-8 лет. А с 12-13 — учить инвестировать

С 1 сентября 2022 года во всех российских школах начнут преподавать финансовую грамотность, и это очень кстати. По данным опросов, почти 89% россиян хотели бы научить детей обращаться с деньгами. Три четверти опрошенных считают нужным давать карманные деньги, чтобы они привыкали работать с финансами, а больше 80% респондентов уверены, что ребенка надо приучать делать накопления. Ко Дню защиты детей PostNews пообщался с преподавателем финансовой грамотности для детей, чтобы разобраться, с какого возраста можно говорить с ребенком о деньгах, сколько карманных денег давать и можно ли детям инвестировать.

Как разговаривать с детьми о деньгах?

«Любого ребенка можно заинтересовать финансами», — уверена основатель школы финансовой грамотности и инвестирования для детей «Финик» Алена Юртаева. По ее словам, говорить с детьми о деньгах можно начинать в любом возрасте. А вот взаимодействие ребенка с финансами должно развиваться поэтапно: «Мы всегда рекомендуем вводить деньги в жизнь ребенка постепенно, чтобы не получилось, что в 16 лет он получил его первую зарплату, или, не дай бог, в 22».

Во многих семьях говорить о деньгах не принято, хотя на самом деле табуировать эту тему не следует. Чтобы познакомить маленького ребенка с миром денег, эксперт советует:

ходить вместе с ним в магазин;

объяснять, что такое деньги и как их использовать;

рассказывать о своей работе, о зарплате;

рассказывать, сколько денег есть у семьи и на что семья их тратит.

Сколько карманных денег давать ребенку?

«Вместе с деньгами мы передаем ребенку ответственность за решение о трате этих денег», — объясняет Юртаева. Она советует выдавать карманные деньги с семи-восьми лет — небольшую сумму на короткий период, например, на один день. По мере взросления стоит выдавать карманные деньги реже, и их, соответственно, должно быть больше. Это нужно для того, чтобы ребенок учился откладывать.

На этом этапе особенно важно ставить значимые для него цели. Это может быть игрушка, интересная поездка или вредная вкуснятина. Так ребенок научится говорить «нет» мелким желаниям, чтобы получить нечто большее в будущем. Родителям при этом не следует давать ребенку все, что он захочет — из-за этого дети лишаются мотивирующего опыта достижения финансовых целей.

Рассчитать некую универсальную сумму карманных денег сложно, потому что уровень жизни у разных семей сильно отличается. Главное — разделить траты ребенка на потребности (проезд, питание) и желания. «Дальше он уже сам решает, откладывает он больше или меньше, — говорит преподаватель. — Мы просто должны дать ребенку возможность, а затем наблюдать, как ребенок с этой возможностью справляется». При этом родителям важно объяснить разницу между потребностями и желаниями, потому что у детей эта грань размыта (например, обладание iPhone у них воспринимается как необходимость, а не как «хотелка»).

Юртаева отмечает, что желательно давать ребенку столько же денег, сколько получают дети в его окружении. Если карманных денег будет меньше, чем у сверстников, он может почувствовать себя ущемленным. При этом важно не давать слишком много — так у детей возникнет иллюзия, что деньги безграничны и тратить их можно на что угодно. Ребенок в таком случае теряет мотивацию зарабатывать и следить за финансами, а разрушение его иллюзий в будущем станет крайне болезненным.

Инвестиции, кредиты и банковские карты. Разве все это нужно ребенку?

Банковскую карту ребенку можно завести уже в семь-восемь лет, когда он только начинает получать карманные деньги, считает Юртаева. В наше время наличкой пользуются уже редко, а карточка становится для ребенка и способом оплаты, и копилкой — в банковских приложениях даже можно ставить накопительные цели. Эксперт рассказывает, что уже завела карточку для своей двухлетней дочери: «Это скорее для меня стимул копить деньги для ее будущего». К тому же можно давать ребенку самостоятельно оплачивать какие-то покупки в магазине.

С 12-13 лет ребенка пора начинать учить инвестировать. По словам Юртаевой, заниматься этим могут любые дети. Для них это интересно, потому что они понимают, что таким образом могут не только сохранить свои средства, но и преумножить их.

Преподаватель советует начинать с простых инвестиционных инструментов — акций, облигаций и валюты. По ее словам, на них можно объяснить ребенку все механизмы инвестирования. Если инвестирование сильно заинтересует ребенка, можно показать ему и более сложные инструменты — фьючерсы, опционы и так далее. «Сейчас очень многие дети интересуются криптовалютами», — рассказывает Юртаева.

Что касается кредитов, преподаватель не считает их «абсолютным злом». При этом детям нужно объяснить, для чего можно пользоваться займами (потребности, цели), а для чего нельзя (желания). Юртаева отмечает, что кредит — психологически опасный инструмент: «Ты берешь вещь в кредит и эмоционально получаешь от нее все, что нужно — радость проходит очень быстро. Потом нужно этот кредит отдавать, а эмоций и сил зарабатывать деньги на этот кредит нет». Поэтому и родителям не стоит жить взаймы, чтобы не подавать ребенку негативный пример.

Будут ли дети более финансово грамотными?

Преподаватель считает, что детская финансовая грамотность в России, пусть и медленно, растет последние годы. Становится больше частных школ финансовой грамотности, информация о том, как взаимодействовать с деньгами, популяризируется. Юртаева отмечает, что современные дети рано знакомятся с важнейшими финансовыми понятиями, все больше интересуются этими темами. Она уверена: такая тенденция будет продолжаться и усиливаться.

━━━━━

Степан Липатов