Imago/TASS
Imago/TASS

Объективация, расизм и токсичность: почему нам неловко смотреть ситкомы нулевых

Мы вспомнили пять суперпопулярных комедийных проектов и нашли в них достаточно много неэтичных моментов. Но становятся ли они от этого менее смешными?

Соавтор сериала «Друзья» Марта Кауффман извинилась за то, что среди главных героев ситкома не было темнокожих актеров. По ее словам, она стала жертвой системного расизма, о котором 25 лет назад даже не подозревала. Продюсер добавила, что пожертвует $4 млн кафедре исследований стран Азии и Африки Университета Брандейса в Бостоне. Ранее культовый ситком уже подвергался критике за то, что его главные герои — молодые белые люди с традиционной сексуальной ориентацией. На примере «Друзей» и четырех других легендарных сериалов мы решили разобраться, перестали ли они вписываться в современный контекст и нужно ли их за это «отменять».

«Друзья» и дискриминация

Сериал Дэвида Кейна и Марты Кауффман по праву считается одним из лучших комедийных проектов в истории телевидения. «Друзья» стали настоящим хитом во многом потому, что главные герои были обычными людьми со множеством недостатков и тараканов. Они влюблялись, злились, шутили, вели себя странно и нелепо, но именно это сближало зрителей с будущими суперзвездами Голливуда.

Однако спустя практически 20 лет после окончания к ситкому стали появляться вопросы. Помимо того, что в составе шести друзей действительно не нашлось места представителям другой расы и ориентации, критики обнаружили, что в сериале присутствует фэтшейминг (издевательства над «толстой Моникой»), гомофобия (Чендлер любил шутить про геев), объективация и дискриминация (Рейчел нанимает на работу ассистента, который нравится ей внешне, вместо более квалифицированной сотрудницы).

«Как я встретил вашу маму» и многолетняя объективация

Ситком про приключения пятерых молодых друзей в Нью-Йорке шел на протяжении девяти лет и затрагивал самые разные темы — от поиска любви и построения карьеры до токсичности родителей (вспомните отца Маршала), невозможности стать матерью (серия про несуществующих детей Робин пробьет на слезу любого «сухаря») и детских травм (еще раз салют Робин). Ситком стал кладезью мудрых советов («Ничего хорошего не происходит после двух часов ночи!») Но несмотря на вполне современную повестку, шоу запустили сразу после закрытия «Друзей» — и во многом оно далеко от сегодняшних «стандартов».

Один из главных героев — Барни Стинсон — переспал с несколькими сотнями женщин и не стеснялся придумывать для этого самые изощренные легенды. Его хитрые и порой пугающие методы соблазнения мы можем наблюдать на протяжении девяти сезонов. Образ Барни вызывает смех, сострадание, но из-за невероятно комичного образа — практически никакого осуждения. В оправдание персонажу стоит сказать, что он — жертва непростых обстоятельств и во многом его похождения были связаны с комплексами из молодости и отсутствием ролевой модели в виде отца.

«Два с половиной человека» и откровенный сексизм

История ловеласа Чарли Харпера, которого сыграл Чарли Шин (получилось практически камео), стала настолько успешной, что продержалась на телевидении 12 лет и даже после скандала с увольнением Шина продолжила существовать. Кроме того, что в шоу все же было место неплохому юмору, зачастую в нем царствовали мизогиния и огромное количество стереотипов.

Харизматичный, яркий, но очень грубый и маскулинный Чарли на протяжении многих сезонов относился к женщинам исключительно как к сексуальному объекту да и вообще мало кого кроме себя уважал. Что касается меньшинств, то лесбиянок в сериале изобразили совсем карикатурно: в одной из серий нам показали мужеподобную и максимально отталкивающую девушку, которая пытается переспать со всеми подряд «для галочки».

«Гриффины» и вопиющая токсичность

Да, в наш список попал анимационный ситком, и это неслучайно. Главного героя сериала — Питера Гриффина — нередко критиковали за схожесть с Гомером Симпсоном и излишнюю токсичность. Создатель Сет МакФарлейн изначально задумывал героя нарочито неполиткорректным, нетолерантным и циничным, но в какой-то момент это стало «слишком» даже для него.

Со временем для многих зрителей некогда саркастичный и острый сценарий превратился в обычную мерзость, где герои стали попросту скатываться в оскорбления и шутить обо всем подряд, в том числе о СПИДе и детях с синдромом Дауна. Тем не менее ситуативная комедия продолжает выходить и по сей день назло всем критикам, и, возможно, именно эта так называемая безбожность и абсолютное безразличие к чужим чувствам делает ее столь популярной.

«Клиника» и немного расизма

Премьера сериала о веселых (а иногда и очень грустных) буднях американских врачей состоялась в 2001 году, и если вы вдруг смотрели этот ситком с озвучкой MTV Russia — отбейте мысленное пять. Проект стал уникальным в своем роде, так как полностью переосмыслил подход к ситкомам. Авторы сохранили все классические элементы (типажи персонажей, одна локация и др.), но при этом расширили границы привычного, убрав закадровый смех и сняв сериал не в павильоне, а в настоящей больнице (для повышения реалистичности).

«Клиника» стала культовой и, несмотря на несколько провальных сезонов, полюбилась миллионам фанатов по всему миру. На протяжении долгого времени сериал не получал негативных реакций, но с приходом в кино современной повестки некоторые сцены все-таки подверглись критике. Так несколько лет назад из ситкома вырезали серии, оскорбляющие чувства темнокожих (в одной из них главный Джон Дориан появляется на вечеринке с блэкфейсом — закрашенным черной краской лицом). Кроме того, в сериале были шутки про трансгендеров, а некоторые поклонники нашли в нем следы гомофобии.

Насколько оправдана вся эта критика?

Хотите вы этого или нет, но повестка в современном кино — это такая же неотъемлемая часть, как и закадровый смех в вашем любимом ситкоме. Борцы за социальную справедливость выступают за максимальное разнообразие в кинематографе. И это вполне оправданно: ведь еще недавно темнокожим актерам отводились исключительно роли рабов или бандитов, а представителей ЛГБТК+ просто высмеивали на большом экране.

Женщины же десятки лет подвергались объективации. Ключевые роли за редким исключением доставались девушкам с хорошей фигурой, пышным бюстом и миловидным лицом (в случае с Шэрон Стоун в «Основном инстинкте» фильм вообще можно продать одной сценой). Зачастую женщинам отводились роли второго плана — они были лишь красивым «дополнением» для мужчин, а не самостоятельными личностями.

Разумеется, у каждого сериала, о котором мы сегодня написали, есть свои недостатки, и в чем-то они не соответствуют запросам современного зрителя. Однако стоит признать, что если бы не изъяны — возможно, эти проекты не полюбились бы нам так сильно. Любим, помним и совсем немного осуждаем.

━━━━━

Никита Прунков