«Пушкинская карта» и турецкое кино. Как кинотеатры спасаются от дефицита премьер?
Уже почти полгода российский зритель не видел в кино западных премьер. После начала военной операции студии-мейджоры (Warner Bros., Disney, Sony, Universal) объявили об уходе с российского рынка и запретили показ своих фильмов в кинотеатрах. Из-за этого выручка киносетей упала на две трети, а посещаемость залов достигла минимума. Однако участники рынка уверены, что изменение политической обстановки и возвращение мэйджоров сможет быстро исправить положение. Разбираемся, как ситуация вокруг Украины ударила по российским офлайн и онлайн-кинотеатрам и что может им помочь.
Кинотеатры закрывают залы и поднимают цены
Число зрителей в российских кинотеатрах за первую неделю июля снизилось до семилетнего минимума, если не считать период локдауна в 2020 году. С 30 июня по 6 июля в кино сходили 800 тыс. россиян. Таких низких показателей в отрасли не было, по крайней мере, с 2015-го (статистики более ранних лет нет).
Даже в аналогичный период прошлого года количество посетителей было почти вдвое больше — 1,5 млн (и это несмотря на ковидные ограничения по заполняемости залов и QR-коды). А в допандемийном 2019-м это число составляло 4,5 млн. Таким образом, за три года заполняемость кинозалов упала в 5,5 раз.
Из-за драматического падения посещаемости кинотеатрам приходится закрывать залы, чтобы сократить издержки на их содержание. В июне 2022-го хотя бы один фильм в день показывали на треть меньше залов, чем в январе. Владельцы кинотеатров уточняют, что некоторые помещения перестают работать не насовсем, а, например, только в будни. При этом были случаи, когда кинозалы или даже целые кинотеатры закрывались на месяцы.
На этом фоне выручка кинотеатров за первое полугодие 2022 года упала почти на две трети относительно аналогичного периода 2021-го, а в сравнении с 2019-м — на целых 70%. В среднем сейчас кинотеатры собирают 150-200 млн руб. за уикенд, но в первую неделю июля показатели снизились до 140 млн. руб. — пока это худший результат за 2022 год. По оценкам аналитиков, к концу года отрасль может потерять 11,5 млрд руб.
Чтобы компенсировать потери, владельцам кинотеатров приходится поднимать цены на билеты. В первую неделю июля поход в кино в среднем стоил почти 260 руб., хотя в начале июня обходился в 235 руб., а в аналогичный период прошлого года (с ковидными ограничениями) — почти в 250 руб.
Владельцы кинотеатров до последнего сдерживали стоимость билетов и даже договорились заморозить их вопреки повсеместному росту цен на товары и услуги. Это было нужно, чтобы кино оставалось доступным для россиян даже в непростой экономической ситуации. Нынешний рост цен на билеты — вынужденная мера для кинотеатров. В какой-то мере он поможет владельцам сохранить бизнес, но, к сожалению, отпугнет зрителей еще больше.
Аудитория стримингов выросла, но и у них не все гладко
На фоне падения популярности «живых» кинотеатров в РФ растет количество подписчиков платных онлайн-сервисов. С конца 2021 года к апрелю 2022-го их число увеличилось с 11,5 млн до 12,5 млн. Росту сегмента не помешали даже уход Netflix (более 10% рынка) и Megogo (почти 7%). Эксперты связывают такой подъем с тем, что в марте в кинотеатрах РФ почти не было премьер западных фильмов. Участники рынка ожидают, что всплеск продлится до середины года.
В результате лидерами отрасли стали «Кинопоиск», ivi (около 20% у каждого), Okko и Wink (на каждый приходится чуть больше 11%). Тем не менее, по оценкам аналитиков, российскими сервисами стали пользоваться только треть клиентов Netflix. Остальные нашли способ оплатить подписку зарубежной картой или перешли на пиратский контент.
При этом в долгосрочной перспективе онлайн-кинотеатры тоже могут столкнуться с проблемами. Во-первых, по ним ударят общий рост цен и падение покупательской способности россиян. Во-вторых, онлайн-кинотеатры ждет нехватка западных премьер, поэтому удерживать пришедшую аудиторию станет сложнее. Наконец, в 2022 году значительно сократится число эксклюзивов, а это сделает сервисы менее привлекательными. К концу 2022-го количество премьер, созданных для конкретного онлайн-кинотеатра, будет даже меньше, чем в 2020-м.
Кинотеатры спасет возвращение мэйджоров
Нехватка западных премьер особенно тяжело сказывается на киносетях именно в летний период. Это связано с тем, что большинство российских премьер приходятся на зиму, а летом-осенью отечественное кино традиционно приносит владельцам кинотеатров не более 3-5% выручки.
Кинотеатры как могут спасаются от дефицита контента. В прокате снова появились культовые отечественные фильмы («Брат», «Жмурки») и популярнейшие картины последний лет («Холоп», «Движение вверх»). В мае на больших экранах показывали футбольные матчи. Владельцы кинотеатров даже договаривались с онлайн-сервисами, чтобы крутить их эксклюзивные проекты («Два холма» от Start, «Манюня» от Okko).
Сами онлайн-кинотеатры тоже экспериментируют с контентом. После ухода мэйджоров на стримингах растет число корейских и турецких фильмов и сериалов. Объем контента из этих стран на некоторых отечественных платформах увеличился более чем вдвое. Представители Wink даже сообщали, что присматриваются к проектам из Казахстана, Китая и Ирана.
Чтобы выдержать драматическое падение доходов, отечественным кинотеатра нужна государственная поддержка, в первую очередь субсидии, признают в отрасли. Однако в правительстве отказались выделять кинобизнесу запрошенные дотации в 6,5 млрд руб. Кабмин объяснил свое решение тем, что бюджетные деньги сейчас нужнее для «первоочередных задач» по развитию национальной экономики в условиях санкций.
При этом некоторые меры поддержки кинотеатров власти все-таки предложили. Например, все фильмы отечественного производства добавили в программу «Пушкинская карта». А московская мэрия даже анонсировала гранты столичным кинотеатрам на покупку прав на российское кино и его рекламу.
Представители отрасли считают, что настоящим спасением кинотеатров станет только возвращение западных премьер. По их мнению, кризис кинорынка связан скорее с политикой, нежели экономикой, и если политическое напряжение спадет, отрасль сможет восстановиться относительно быстро. Участники рынка отмечают, что кинотеатры еще не прошли «точку невозврата»: после возвращения мэйджоров реанимировать закрытые кинозалы можно за «несколько дней или даже часов».
━━━━━
Степан Липатов