Почему «Форсаж» — это плохое кино, которое мы все равно любим
Актеру, режиссеру и продюсеру почти всех фильмов «Форсаж» Вину Дизелю исполнилось 55 лет. Самая прибыльная франшиза студии Universal с общими сборами в $6,6 млрд совсем скоро порадует поклонников десятой частью, а мистер Дизель (урожденный Марк Синклер) прибавит к своему состоянию еще несколько десятков миллионов долларов. Как из обычного фильма о гонках «Форсаж» стал культурным феноменом и суперуспешным блокбастером, который обожают даже несмотря на абсурдность, клишированность и посредственность? Включаем нитро и разбираемся!
«Форсаж» появился благодаря статье в журнале
Если бы в 1998 году в журнале Vibe не вышла статья о незаконных уличных гонках Racer X («Гонщик Икс»), мы бы никогда не увидели «Форсаж». Режиссер Роб Коэн вдохновился историей нью-йоркских стритрейсеров и решил снять кино по мотивам материала. В качестве названия он использовал словосочетание The Fast and the Furious («Быстрые и яростные») — так же назывался давно забытый фильм категории «Б» 1954 года.
Первый The Fast and the Furious (в России фильм получил название «Форсаж») вышел в 2001 году и заработал чуть больше $200 млн при бюджете в $70 млн. Это было максимально простое кино в духе блокбастеров нулевых: полицейский под прикрытием Брайан О’Коннер (Пол Уокер) внедряется в банду уличного гонщика Доминика Торетто (Вин Дизель) и подспудно находит любовь, открывает в себе стритрейсера и начинает понимать, что творится в душе у благородных бандитов.
• «Двойной форсаж»: уже бывший полицейский О’Коннер и его друг Роман Пирс (Тайриз Гибсон) перевозят грязные деньги мафии и катаются на уличных гонках, которыми заправляет Лудакрис.
• «Тройной форсаж: Токийский дрифт»: парень по имени Шон (Лукас Блэк) вынужденно уезжает из США в Японию, где пытается стать королем дрифт-рейсинга и уделывает местного мафиози.
• «Форсаж 4»: действие происходит до «Токийского дрифта», но с нами снова Торетто и О’Коннер — они объединяются, чтобы поквитаться с наркобароном, который убил возлюбленную главного героя Летти (Мишель Родригес).
• «Форсаж 5»: Торетто и О’Коннер противостоят бразильскому авторитету, а еще за ними охотится перекаченный спецагент Люк Хоббс (Дуэйн Джонсон).
• «Форсаж 6»: Летти жива, но у нее амнезия, и теперь она против Торетто и О’Коннера! Все они пытаются украсть специальный чип, спрятанный в танке на базе НАТО в Испании.
• «Форсаж 7»: Летти снова в семье с Торетто, но им не дает покоя брат главного злодея из шестой части Деккард Шоу (Джейсон Стейтем). Оказывается, это он убил Хана из «Токийского дрифта», а теперь хочет завладеть «Глазом Бога» — устройством для слежки за всем на свете.
• «Форсаж 8»: Торетто предает семью! Его шантажирует злодейка Сайфер (Шарлиз Терон), которая держит в заложниках его сына и бывшую девушку. В финале фигурируют Россия и ядерные боеголовки.
• «Форсаж 9»: Торетто ведет спокойную жизнь с Летти и сыном, но встречается с самым опасным противником, который собирается захватить мир — собственным братом (Джон Сина)… Ах да, Хан жив!
После успеха первого фильма студия Universal начала работать над следующими частями: второй «Форсаж» должен был стать прямым сиквелом первого, а третий рассказать о новом персонаже и стритрейсинге в Японии. Картины вышли в 2003 и 2006 годах, однако лишились своей главной звезды — Вин Дизель отказался принимать участие в съемках, потому что не хотел, чтобы сиквел затмил оригинальный фильм и лишил его классического статуса. Вместе с ним проект покинул и режиссер Роб Коэн.
Как «Форсаж» пришел в упадок без Дизеля…
«Двойной форсаж» был разгромлен критиками и получил сразу две номинации на премию «Золотая малина» (за худший сиквел и худшую попытку снять актуальный фильм). К третьему «Форсажу» из фильма окончательно пропали главные герои (Пола Уокера не было вообще, Дизель появился лишь в камео на несколько минут), а сборы картины были меньше, чем у первой части — фильм заработал $158 млн.
При этом второй и третий «Форсаж» все еще оставались фильмами про стритрейсинг и были очень далеки от той мегаломании, в которую скатились следующие части франшизы. В их основе были не сложный сюжет или дорогие спецэффекты, а мастерство вождения, необычный тюнинг и естественные трюки. Помогало этим фильмам и то, что в первой половине нулевых стритрейсинг был массовой субкультурой (помните, как все рубились в Need For Speed Underground?), а зрители начали уставать от компьютерной графики (тогда правила «Матрица» и десятки других фильмов с упором на визуальные эффекты).
«Токийский дрифт» стал последней частью серии, где акцент был сделан именно на автомобили и стритрейсерскую атмосферу. Однако интерес зрителей продлился недолго, а отсутствие Дизеля и Уокера привело к серьезному кассовому регрессу. Universal перестали делать ставку на «Форсаж» и даже планировали выпускать следующие фильмы сразу на DVD. Серия могла так и не стать культовой, но к ней вновь присоединился Вин Дизель — на этот раз в качестве продюсера. И у Дизеля был четкий план, как сделать «Форсаж» мировым хитом.
… и снова стал кассовым монстром благодаря ему
Под руководством Дизеля режиссеры ушли от реалистичности и в каждом новом фильме стали использовать удивительные (зачастую идущие вразрез с законами физики) трюки, приправленные здоровой дозой компьютерной графики. Автомобили в фильме, разумеется, остались, но фокус с гонок был смещен на настоящую фантастику — главные герои стали в какой-то степени супергероями, главной силой которых были их тачки. Вот, например, момент из поворотной четвертой части, где авторы показали нам, как украсть грузовой прицеп с автопоезда.
Если вы смотрели хоть один фильм после «Форсажа 4», то этот трюк покажется вам будничным. Тем не менее именно после четвертой картины франшиза стала настоящим мировым блокбастером — сборы составили $360 млн, а Дизель и компания принялись создавать новые шедевры. С каждым последующим фильмом размах увеличивался, а вместе с бюджетом рос и каст — в разное время в кинофраншизе участвовали Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэтхем, Шарлиз Терон, Курт Рассел и многие другие.
С момента возвращения Дизеля в проект каждая часть фильма собирала сумасшедшую кассу. Самой прибыльной оказалась седьмая часть «Форсажа» — она заработала больше $1,5 млрд в прокате, а эмоциональный финал с Полом Уокером (его доснимали после гибели актера) под песню See You Again стал одним из самых трогательных в истории франшизы, да и, возможно, боевиков в целом.
Почему «Форсаж» оказался настолько успешным
За 20 лет существования франшиза во всех подробностях рассказала историю уличного гонщика Доминика Торетто и его команды, вытворила абсолютно все возможные и невозможные трюки с машинами и даже отправила их в космос. Почему же люди продолжают нести деньги в кинотеатры и смотреть за стареющими Дизелем и компанией? Авторы Vox выделили несколько причин такой невероятной популярности, а мы добавили немного от себя.
Семья. Ключевая идея фильма заключается в том, что герои из обычных друзей превращаются в настоящую семью. Годами они учатся доверять друг другу, преодолевая сложные испытания, которые угрожают их жизни. Мысль о важности родни часто проговаривается открытым текстом («У меня нет друзей, у меня есть семья»), а семейные узы становятся решающим фактором, предопределяющим действия персонажей.
Семья стала настоящим культом франшизы и превратилась в мем «Нет ничего важнее семьи». Шутки шутками, но именно эта душещипательная верность и пафос поразили огромное количество фанатов. К слову, за пределами площадки, главные звезды франшизы Дизель и Джонсон враждуют — последний даже отказался вернуться в десятую часть. Как-то не по-семейному..!
Масштаб и пафос. Вин Дизель и его коллеги по площадке быстро поняли, как завоевать массового зрителя, и с четвертой части активно сводят нас с ума поразительными сценами. В седьмой части, например, Доминик Торетто на суперкаре пролетел между двумя небоскребами в Абу-Даби.
Отдельный пафос картине придает ее золотой фонд цитат. Чего стоит только рассказ Доминика о его идеальной девушке: «Главное — это глаза. Ее глаза должны проникать в самую душу и видеть меня насквозь, без шелухи. На 20% ангел, на 80% дьявол. И очень земная. Не истерит, когда под ногтями черно от мазута». Благодаря таким цитатам Доминик Торетто стал своим во всех пацанских пабликах России.
Единственный в своем роде. Хотите вы этого или нет, «Форсаж» стал уникальным проектом, который сочетает в себе экшен, драму и библейские отсылки со спорткарами, бодибилдерами и пердежным юмором. Авторы создали незамысловатую историю о людях, которые одержимы автомобилями, а мы уже и не представляем себе мировой кинематограф без нее. Огромный бюджет, фансервис и очень много звезд сделали из обычного фильма про гонщиков мировой блокбастер с отдельной вселенной.
Бонус: за что мы любим «Токийский дрифт»
На этом моменте многие захотят закрыть статью, но позвольте нам все-таки закончить. Да, нам нравится тот самый фильм, где фактически нет ни Уокера, ни Дизеля. Самая нетипичная часть из всей франшизы изначально не имела шансов на тот же успех, что и условный «Форсаж 4»: у режиссера Джастина Лина не было звездных актеров, действия фильма происходили в экзотической Японии, а хронологически «Тройной форсаж» вообще должен был стать шестой частью.
Фильм с множеством странностей и недочетов (от трех педалей в автомобиле с полуавтоматической коробкой передач до 17-летнего Шона, которого играл 23-летний Лукас Блэк, выглядящий на все 30) умудрился вызвать самые неоднозначные эмоции у зрителей, но точно запомнился всем.
История американского изгоя Шона, который пытается познать искусство дрифта — это идеальный «Форсаж», в котором нет ничего лишнего. Здесь и моральные дилеммы парня, и романтика, и драма, и стильный автотюнинг, которого так не хватает в последующих фильмах. Ну и самое главное — в «Токийском дрифте» есть легендарные фразы вроде «Ты Джастин Тимберлейк, только японский» и саундтрек, под который вы просто обязаны начать танцевать.
━━━━━
Никита Прунков