Антон Новодережкин/ТАСС
Антон Новодережкин/ТАСС

Законам об иноагентах в России исполняется 10 лет. Что изменилось с тех пор?

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено, чтобы подвести итоги работы этих мер — в графиках и цифрах

20 июля 2012 года в российском законодательстве впервые появилось понятие «иноагента». С тех пор этот статус приобрели и потеряли сотни людей и организаций, а сам термин прочно вошел в наше информационное поле. Рассказываем, как развивались законы об иноагентах и как менялись реестры на протяжении последних 10 лет.

Термин «иностранный агент» появился после принятия поправок в закон о некоммерческих организациях (НКО) в 2012 году. В первых редакциях НКО должны были объявлять себя иноагентами самостоятельно, либо по требованию прокуратуры через суд. Позже Минюсту дали право самостоятельно пополнять список иноагентов, после чего их число начало быстро расти. Вслед за этим Госдума разработала и процедуру исключения из иноагентов.

С 2017 года понятие «иноагента» стали расширять. Сначала его распространили на СМИ, а в 2020 году — на физических лиц и незарегистрированные общественные организации (НОО). В 2022 году власти обобщили нормы об иноагентов в едином законе. В нем статус распространили на лиц, находящихся под иностранным влиянием. Также появилось понятие физлиц, аффилированных с иноагентами.

Всего с 2012 года Минюст завел четыре реестра иноагентов, в которые за десять лет внесли около 410 записей. Сейчас списки включают в себя 248 физлиц и организаций.

Многочисленные изменения законодательства привели к тому, что статус иноагента может получить почти любой человек или организация. Для этого они должны получать финансовую или организационную помощь из-за рубежа, находиться под иностранным влиянием, а также заниматься политикой, собирать сведения о военной деятельности РФ или распространять информацию на неопределенный круг лиц. Исключения — госорганы, госкомпании и связанные с ними лица, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты и члены международных организаций.

Иноагентов можно разделить на НКО, НОО, СМИ и физлиц-СМИ (входят в один реестр), а также обычных физлиц. Сейчас самые большие группы — это физлица-СМИ (114), НКО (70) и СМИ (48). Но в ретроспективе в реестры чаще всего попадали НКО (226). Аналогичным образом в 2012-2022 гг. среди иноагентов доминировали организации (НКО, НОО и СМИ), тогда как физлица составляли треть из общего числа. В 2022 году их соотношение сравнялось.

Сначала реестры иноагентов пополнялись медленно из-за сложной процедуры признания. Первая НКО появилась в списке спустя год после подписания закона об иноагентах — Минюст включил туда ассоциацию «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». После того как ведомство получило дополнительные полномочия, реестр заметно увеличился. С утверждением процедуры выхода выросло и число организаций, исключенных оттуда. В 2017-2018 гг. число исключений из реестров превышало их пополнения. Однако после расширения закона на физлиц списки снова раздулись.

Подавляющее большинство исключенных из реестров записей принадлежат НКО (156). Из физлиц-СМИ статуса иноагента лишились только шесть человек. Случаев исключения СМИ, НОО и обычных физлиц еще не было. Чаще всего Минюст удалял записи после ликвидации юрлиц. В 46 случаях иноагенты отказались от иностранного финансирования или политической деятельности. Одна организация лишилась статуса после того, как вернула имуществу зарубежному источнику. Фигуранты реестра иноагентов также неоднократно пытались оспорить свой статус в суде, но им пошли навстречу всего пять раз.

Действующие законы предусматривают широкий спектр ограничений для иноагентов. Обладатели этого статуса не могут работать с несовершеннолетними, участвовать в госзакупках и государственной экологической экспертизе, получать госфинансирование, и осуществлять эксплуатацию объектов информационной инфраструктуры. Они также не имеют права организовывать публичные мероприятия, работать на госслужбе, финансировать партии и т.д.

Помимо запретов, иноагенты должны регулярно отчитываться перед Минюстом о доходах. А также сопровождать публичные сообщения небезызвестной плашкой. За неисполнение правил иноагентам грозят штрафы и тюремные заключения.

━━━━━

Виталий Рюмшин