Боевые дельфины: чем занимаются эти животные на военной службе?
С детства мы считаем дельфинов дружелюбными и умными млекопитающими. Разве могут они кого-то обидеть? По своей природе — нет, однако люди научились использовать их в собственных целях: вычислять врага, находить мины и водолазов-диверсантов. В преддверии Всемирного дня китов и дельфинов (23 июля) разбираемся, как люди сделали дельфинов боевыми и каким образом их используют сейчас — даже в ходе СВО на Украине.
Кто и как стал обучать дельфинов впервые?
Мысль о том, что дельфинов можно использовать в боевых целях, появилась сравнительно недавно. Чтобы не потерять преимущество в холодной войне, США и Советский Союз постоянно придумывали новые виды оружия. В 1960-х годах США впервые использовали дельфинов и морских львов во флоте и стали их обучать разным задачам на базе в Сан-Диего: например, дельфин по кличке Таффи передавал сообщения и инструменты аквалангистам, работавшим глубоко под водой.
Вскоре и Советский Союз начал проводить эксперименты над млекопитающими. Крупнейшей базой для их тренировки стал Крымский полуостров с бассейном Черного моря, где и отлавливали дельфинов (обычно ялтинские рыбаки, у которых в этом был неплохой опыт). Океанариум построили в Казачьей бухте в районе Севастополя. Период адаптации дельфинов к новому дому занимал от полугода до года, и только после этого их можно было обучать.
Для изучения принципов плавания дельфинов инженеры соорудили гидродинамический канал длиной 50 метров. По каналу ученые протягивали леску, к которой прицепляли рыбу, и перемещали добычу от одной части тоннеля к другой с разной скоростью. Дельфину приходилось за ней плыть и также увеличивать свой темп. Через смотровые окошки ученые наблюдали за гидродинамикой плавания и кинематикой движения дельфинов. Занятия записывались на камеру и потом анализировались. Долгие годы о комплексе ничего не знали, потому что обучение дельфинов было засекречено.
Для непосредственно боевых целей дельфинов впервые задействовали в 1970-х годах — американцы использовали их во Вьетнаме против вражеских пловцов и диверсантов. Тогда млекопитающим якобы удалось уничтожить около 50 бойцов, собиравшихся заминировать американские корабли. После новостей по ту сторону океана Советский Союз ускорил свои испытания и начал обучать дельфинов искать, спасать людей в воде, находить мины и диверсантов. С 1975 года боевые дельфины поступили на службу Черноморского флота.
Все ли дельфины подходят для этого? И как они помогают военным?
В дикой природе существует три вида дельфинов, из них предрасположенность к обучению имеет только один, самый крупный вид — афалина. Ее длина может достигать 3,6 м, однако чаще всего не превышает 3 м. Масса крупного самца составляет от 150 до 300 кг. Самые большие ареалы афалин сосредоточены в Мексиканском заливе, в Северо-Западной части Тихого океана, Средиземном и Черном море.
Также у афалин хорошо развита эхолокация — способность определять предмет с помощью анализа времени отражения звуковой волны. С помощью дыхательных путей дельфин издает характерный звук через лобную долю. Если звук под водой встречает на своем пути препятствие, то он отскакивает обратно к дельфину, который в свою очередь поглощает эхо своими челюстями. Через нервные импульсы информация попадает в мозг, и дельфин интерпретирует данные об объекте: размер, форму и состав.
Таким образом он отличает «природные» препятствия от искусственных, то есть созданных человеком — мин и других затонувших предметов. Чтобы оповестить человека о находке, дельфин в специальном наморднике нажимает носом на индикатор, установленный в нижней части катера либо корабля. Потом млекопитающее буксирует к предмету водолаза и после выполнения задачи возвращает его обратно. Так в Черном море было обнаружено около 50 предметов — торпед, мин, ракет и даже одна сверхмалая подводная лодка в районе Феодосии.
Для поиска диверсантов в районе батареи или других важных стратегических объектов устанавливают клеть, в которую помещают дельфина. С помощью звуковой волны он сканирует свою зону, а при обнаружении пловца нажимает на специальный рычаг: сигнал передается на командный пункт, и военные начинают поиск врага. В 90% случаев дельфин замечает пловца. Причем млекопитающее воспринимает человека (даже вражеского пловца) как друга, и не подозревает, какую работу на самом деле выполняет.
Примечательно, что дельфины обладают индивидуальным психотипом, который влияет на их поведение: одни более игривые, а другие — замкнутые и склонные к частым стрессам. Так, некоторые альфины могут в шутку сообщать о нахождении мины или диверсанта, нажав на рычаг, и таким образом запутать военных.
Кроме того, дельфинов учат слушать команды не только своего личного тренера, но и незнакомых людей, потому что одному человеку будет сложно управлять целым отрядом боевых дельфинов одновременно из разных точек полуострова. На тренировочных базах за морскими животными круглосуточно ухаживают профессиональные ветеринары, ветеринарные техники и морские биологи с ксенохирургами. Специалисты поддерживают дельфинов в здоровой форме с помощью специального питания, тренировок и регулярных медицинских осмотров.
Что стало с крымскими боевыми дельфинами?
После развала Союза база попала во владение Министерства обороны Украины, которое приостановило обучение млекопитающих из-за недостатка средств. Около 60 альфин остались без привычного питания, поэтому сотрудникам океанариума пришлось кормить особей костистым вомером, из-за чего погибли несколько дельфинов. База несколько раз просила ВМФ РФ забрать работников с млекопитающими к себе, но Черноморский флот не шел на контакт.
К 2014 году океанариум потерял почти 90% особей — несколько погибли, а большую часть передали на кормление разным дельфинариям. После присоединения Крыма база с десятью оставшимися дельфинами вернулась во владение Российской Федерации и стала частью ВМФ РФ. Тогда же на базе океанариума сформировали закрытую воинскую часть. Летом 2014-го российские дельфины чуть не повстречались со своими натовскими оппонентами: США планировали задействовать 20 дельфинов и 10 морских львов на учениях в Черном море. К счастью, никакого столкновения так и не произошло.
В 2016 году Минобороны заказало в ряды крымских «морских служащих» подкрепление в количестве пяти дельфинов возрастом от трех до пяти лет за 1,75 млн рублей. Между тем животные, оставшиеся еще с украинских времен, якобы «не приняли новую власть», отказались принимать пищу и погибли — по крайней мере, такую трактовку событий представили в Киеве.
В апреле 2022-го, спустя два месяца с момента начала специальной военной операции, боевых дельфинов на спутниковых снимках заметила американская разведка. По ее информации, Россия разместила «морской спецназ» на военно-морской базе Черного моря для охраны от боевых вражеских пловцов. Согласно анализу Военно-морского института США, российские корабли находятся вне досягаемости ракет, однако перед подводной атакой все же они уязвимы. Изучив ранние снимки бассейна Черного моря, разведка пришла к выводу, что два взвода дельфинов туда переместили еще в феврале.
Считается, что боевые дельфины не единственные морские обитатели, которых используют российские военные. В 2019 году у берегов Норвегии рыбаки заметили проплывающую между лодками белуху с необычными ремнями безопасности, в которых могли быть встроены камеры. На сбруе, снятой с белого кита, была надпись «Снаряжение Санкт-Петербурга».
Белуха, которую прозвали Хвалдимир («хвал» — в переводе с норвежского «кит», а «Владимир» — в честь президента РФ), стала местной достопримечательностью и любимцем моряков. В 2021 году его планировали релоцировать в отдельный фьорд, чтобы там он мог спокойно уйти на пенсию.